Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМФИАРА́Й

Am­phiarāus, Ἀμφιάραος, арги­вя­нин, сын Оик­ла (или Апол­ло­на) и Гиперм­не­стры, с отцов­ской сто­ро­ны про­ис­хо­дил от пред­ска­за­те­ля Мелам­па (Od. 15, 244) и сам был вели­ким пред­ска­за­те­лем и тол­ко­ва­те­лем снов, а вме­сте с тем и геро­ем; при­ни­мал уча­стие в калидон­ской охо­те, похо­де арго­нав­тов и пер­вой фиван­ской войне (см. Ἄδρασ­τος). Изгнал из Аргоса Адрас­та, с кото­рым спер­ва сов­мест­но цар­ст­во­вал, а впо­след­ст­вии опять при­ми­рил­ся с ним и женил­ся на сест­ре его Ери­фи­ле. Детьми от это­го бра­ка были Алк­ме­он и Амфи­лох. Когда Адраст пред­при­ни­мал первую вой­ну про­тив Фив, Амфи­а­рай не хотел участ­во­вать в ней, пото­му что пред­видел ее печаль­ный исход. Но Ери­фи­ла, под­куп­лен­ная Поли­ни­ком, кото­рый пода­рил ей зло­счаст­ное оже­ре­лье Гар­мо­нии, уго­во­ри­ла мужа при­нять уча­стие в похо­де. Od. 11, 326. Когда побеж­ден­ные аргив­ские герои бежа­ли из-под Фив, Амфи­а­рай со сво­ей бое­вой колес­ни­цей (см. рис. на стр. 79) был погло­щен близ Исме­на зем­лей и ему даро­ва­но бес­смер­тие. Он был почи­та­ем как бог спер­ва в Оро­пе, затем в Арго­се и дру­гих местах. Вбли­зи Оро­па, на том месте, где Амфи­а­рай, уже сде­лав­ший­ся богом, сно­ва вос­стал из недр зем­ли, ему воз­двиг­нут был храм, Ἀμφιάρειον, фун­да­мент кото­ро­го открыт в 1850 г.; при хра­ме дава­лись пред­ска­за­ния посред­ст­вом сно­виде­ний, тут же нахо­дил­ся источ­ник Амфи­а­рая.


Амфи­а­рай, спа­саю­щий­ся бег­ст­вом.

См. также:
АМФИАРАЙ (Словарь античности)
АМФИАРАЙ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 78.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА