Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНАКРЕО́НТ

Anac­reon, Ἀνακ­ρέων, зна­ме­ни­тый гре­че­ский лирик из Тео­са в Ионии, отсюда ὁ Τήιος, Tei­us; был уже в воз­расте муже­ства, когда Гар­паг, пол­ко­во­дец Кира, поко­рил Ионию (545 г. до Р. Х.). Ана­кре­онт пере­се­лил­ся тогда на Самос, ко дво­ру Поли­кра­та, где и жил до смер­ти это­го тира­на (522 г. до Р. Х.); отсюда отпра­вил­ся по при­гла­ше­нию Гип­пар­ха в Афи­ны ко дво­ру Писи­стра­ти­дов и там оста­вал­ся до их изгна­ния. Неко­то­рые пола­га­ют, что из Афин он воз­вра­тил­ся в Теос, а после вос­ста­ния ионян, под­ня­то­го Гисти­е­ем, пере­се­лил­ся в Абде­ру. Умер он 85 лет, как гово­рит пре­да­ние, пода­вив­шись вино­град­ной яго­дой.

Поэ­зия Ана­кре­он­та, как по внеш­ним сво­им фор­мам, так и по духу и содер­жа­нию, срод­на с поэ­зи­ей эолян: подоб­но послед­ней и она слу­жит выра­же­нию лич­ных чувств; но в силе и глу­бине чув­ства Ана­кре­он­та мно­го усту­па­ет Алкею и Сап­фо. Под­чи­ня­ясь тому настро­е­нию, кото­рое было обыч­ным для рос­кош­ных дво­ров самос­ских и дру­гих тира­нов, покро­ви­те­лей Ана­кре­он­та, он не выска­зы­ва­ет серь­ез­но­го нрав­ст­вен­но­го воз­зре­ния на жизнь, а весь отда­ет­ся наслаж­де­нию насто­я­щим и отно­сит­ся ко все­му окру­жаю­ще­му лег­ко, без­за­бот­но и игри­во. Любовь и вино, пляс­ка и весе­лье были люби­мы­ми сюже­та­ми песен Ана­кре­он­та. Эти пес­ни зна­ме­ни­ты были по сво­е­му изя­ще­ству, но им чужд был высо­кий полет мыс­ли и сло­ва. Сти­хотвор­ные раз­ме­ры Ана­кре­он­та так­же отра­жа­ют на себе ионий­скую изне­жен­ность. Диа­лект его иони­че­ский. Слог очень прост и бли­зок к безыс­кус­ст­вен­но­му строю обы­ден­ной речи. Отрыв­ки про­из­веде­ний Ана­кре­он­та изд. Bergk отдель­но (1834) и в сбор­ни­ке Poe­tae ly­ri­ci Grae­ci.

Так назы­вае­мые Ἀνακ­ρεόν­τεια, ана­кре­он­ти­че­ские пес­ни, собра­ние кото­рых дошло до нас, не при­над­ле­жат Ана­кре­он­ту; это сла­бые под­ра­жа­ния Ана­кре­он­то­вой поэ­зии, при­над­ле­жа­щие раз­лич­ным, частью очень позд­ним вре­ме­нам. Изд. Moe­bius (1826), Mehlhorn (1825), Val. Ro­se (3-е изд., 1876). [Мар­ты­нов. Греч. клас. ч. 26.] Ср. Wel­cker. Kl. Schrif­ten, I, стр. 251; II, стр. 356.

См. также:
АНАКРЕОН(Т) (Античные писатели)
АНАКРЕОНТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 84.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма Анакреонта.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Анакреонта.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт. Деталь.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт. Деталь.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт. Деталь: застегнутый фибулой пенис.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Анакреонт.
Мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V в. до н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА