Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНА́ФЕМА

Άναθήματα, бла­го­че­сти­вые при­но­ше­ния, пожерт­во­ва­ния; они были или бла­годар­ст­вен­ные, или про­си­тель­ные, или иску­пи­тель­ные, т. е. дела­лись с целью вымо­лить про­ще­ние за совер­шен­ный грех, напр., афин­ски­ми архон­та­ми за нару­ше­ние зако­на. Смысл пожерт­во­ва­ния име­ло и посвя­ще­ние волос: юно­ши и девуш­ки обре­за­ли себе воло­сы и посвя­ща­ли их боже­ствам, охра­няв­шим моло­дость, напр. Ахилл Спер­хею (Hom. Il. 23, 141), Тесей Апол­ло­ну (Plut. Thes. 5). Мегар­ские девуш­ки перед свадь­бой посвя­ща­ли свои воло­сы Ифи­ное, делос­ские — Гека­ер­ге. При­но­ше­ни­я­ми так­же слу­жи­ли часто тре­нож­ни­ки, ору­жие, тка­ни, одеж­да; кро­ме того, моне­ты раз­лич­но­го изо­бра­же­ния, рако­ви­ны и т. п. Подоб­ные пред­ме­ты ино­гда мас­са­ми накоп­ля­лись в хра­мах, кото­рые, таким обра­зом, были древ­ней­ши­ми кунст­ка­ме­ра­ми и кол­лек­ци­я­ми ред­ко­стей. Ино­гда эти пред­ме­ты при­во­ди­лись в связь с каким-нибудь мифом и счи­та­лись свя­ты­ня­ми. Ср. Vo­ta.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 85.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА