Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТИФО́НТ

An­ti­phon, Ἀντι­φῶν,

1) ора­тор из Рам­нун­та в Атти­ке, родил­ся, по одним изве­сти­ям, ок. 480 г. до Р. Х., а по дру­гим — в 73 ол. Гово­рят, что пер­вым настав­ни­ком его в крас­но­ре­чии, кото­рым он впо­след­ст­вии так отли­чал­ся, был отец его Софил, сам быв­ший буд­то бы софи­стом; алек­сан­дрий­ский канон ора­то­ров начи­на­ет­ся име­нем Анти­фон­та. Он при­ни­мал живое уча­стие в поли­ти­че­ской жиз­ни сво­ей роди­ны и как при­вер­же­нец оли­гар­хи­че­ской пар­тии мно­го содей­ст­во­вал низ­вер­же­нию демо­кра­тии путем утвер­жде­ния сове­та четы­рех­сот; но послед­ний ско­ро был уни­что­жен, и Анти­фонт попла­тил­ся жиз­нью за свое сочув­ст­вие оли­гар­хии. Фера­мен обви­нил его в государ­ст­вен­ной измене, и, несмот­ря на свою мастер­скую защи­ту, Анти­фонт был осуж­ден и каз­нен в 411 г. до Р. Х. Thuc. 8, 68. 90. Не лише­на зна­че­ния и дея­тель­ность его как рито­ра: он открыл осо­бую рито­ри­че­скую шко­лу, упраж­нял сво­их уче­ни­ков по извест­ным пра­ви­лам искус­ства в поли­ти­че­ском крас­но­ре­чии и был если не твор­цом, то глав­ным усо­вер­шен­ст­во­ва­те­лем поли­ти­че­ско­го ора­тор­ско­го сти­ля в Афи­нах. Сам он толь­ко одна­жды высту­пил в каче­стве ора­то­ра, а имен­но — защи­щая само­го себя (Cic. Brut. 12), обык­но­вен­но же сочи­нял речи для дру­гих. В его лице ремес­ло сочи­ни­те­ля речей (λο­γογ­ρά­φος) впер­вые при­об­ре­та­ет в Афи­нах боль­шое зна­че­ние. Из 60 при­пи­сы­вав­ших­ся ему речей 25 уже в древ­но­сти счи­та­лись под­лож­ны­ми, а до нас дошло толь­ко 15. Две­на­дцать из них отно­сят­ся к раз­ряду школь­ных упраж­не­ний и состав­ля­ют три тет­ра­ло­гии (λό­γοι φο­νικοί), то есть, каж­дые четы­ре речи трак­ту­ют об одном и том же пред­ме­те: две с точ­ки зре­ния обви­ни­те­ля и две с точ­ки зре­ния защи­щаю­ще­го­ся. Три речи, не вхо­дя­щие в состав тет­ра­ло­гий, отно­сят­ся к про­цес­сам дей­ст­ви­тель­но про­ис­хо­див­шим. Стиль речей Анти­фон­та пред­став­ля­ет сход­ство со сти­лем Фукидида, кото­ро­го, меж­ду про­чим, поэто­му оши­боч­но назы­ва­ли уче­ни­ком Анти­фон­та. Рито­ри­ка Анти­фон­та, τέχ­νη ῥη­τορι­κή (Quint. 3, 1, 11), не дошла до нас. Речи изд.: Mätzner (1838), Jernstedt (Ant. ora­tio­nes, Pet­ro­po­li 1880), Blass (2-е изд. Lips. 1881);

2) софист, про­тив­ник Сокра­та (Xen. mem. 1, 6), был убит, веро­ят­но, по при­ка­за­нию «трид­ца­ти»;

3) тра­гик, жил и писал сна­ча­ла в Афи­нах, затем при дво­ре тира­на Дио­ни­сия, кото­ро­му, гово­рят, так­же помо­гал сочи­нять тра­гедии, но сво­ей пря­мо­душ­ной откро­вен­но­стью навлек на себя гнев тира­на и был по при­ка­за­нию послед­не­го каз­нен. Извест­ны загла­вия его тра­гедий: «Анд­ро­ма­ха» и «Меле­агр». Отрыв­ки изд. Nauck, trag. Gr. fragm., p. 615 sq.

См. также:
АНТИФОН (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 101—102.
См. по теме: ДЕМОНАКТ • ДИКЕАРХ • АФЕНАГОР • АММОНИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА