Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АНТИСФЕ́Н

An­tis­the­nes, Ἀντισ­θέ­νης, сын афи­ня­ни­на и фра­ки­ян­ки, сле­до­ва­тель­но, с афин­ской точ­ки зре­ния — νό­θος, осно­ва­тель цини­че­ской фило­соф­ской шко­лы, жил ок. 400 г. до Р. Х. и достиг 70-лет­не­го воз­рас­та. В юно­сти слу­шал софи­ста Гор­гия, а затем сам учил софи­сти­ке, но потом при­мкнул к Сокра­ту, кото­ро­му и оста­вал­ся верен до послед­ней мину­ты сво­ей жиз­ни; осно­вал шко­лу в Кино­сар­ге, гим­на­зии, пред­на­зна­чав­шей­ся для неза­кон­но­рож­ден­ных (νό­θοι) афи­нян: от этой гим­на­зии уче­ни­ков его чаще назы­ва­ли Κυ­νικοί, чем анти­сфен­ца­ми. Анти­сфен усво­ил себе исклю­чи­тель­но одну сто­ро­ну Сокра­то­вой фило­со­фии и раз­ра­ба­ты­вал ее с упор­ной после­до­ва­тель­но­стью, что пове­ло, осо­бен­но у его пре­ем­ни­ков, к неле­по­стям в самом уче­нии и урод­ли­вой гру­бо­сти в обра­зе жиз­ни. Умо­зри­тель­ную часть фило­со­фии он, соб­ст­вен­но, отвер­гал, хотя в сво­ем сочи­не­нии φυ­σικός, кажет­ся, касал­ся неко­то­рых отдель­ных поло­же­ний и этой части (Cic. de n. d. 1, 13, 32: An­this­the­nes in eo lib­ro, qui Phy­si­cus inscri­bi­tur, po­pu­la­res deos mul­tos, na­tu­ra­lem unum es­se di­cens tol­lit vim et na­tu­ram deo­rum). Но пре­иму­ще­ст­вен­но обра­тил он вни­ма­ние на ифи­ку. Он учил, как после него и Дио­ген, что доб­ро­де­тель состо­ит в неза­ви­си­мо­сти от потреб­но­стей и в избе­жа­нии зла; доб­ро­де­тель сама по себе доста­точ­на для того, чтобы сде­лать чело­ве­ка счаст­ли­вым; она нуж­да­ет­ся для это­го толь­ко в сокра­тов­ской силе (Αὐτάρ­κη τὴν ἀρετὴν εἶναι πρὸς εὐδαι­μονίαν, μη­δενὸς προ­σδεομέ­νην ὅτι μὴ Σωκ­ρα­τικῆς ἰσχύος, θεῶν μὲν ἴδιον εἶναι μη­δενὸς δεῖσ­θαι, τῶν δὲ θεοῖς ὁμοίων τὸ ὀλί­γων χρῂζειν. Diog. L. 6, 11. 105). Сво­ей жиз­нью, пред­став­ляв­шей обра­зец стро­го­сти к само­му себе и воз­держ­но­сти, и сво­ей убеди­тель­но­стью и при­ят­ной речью он при­об­рел нема­ло при­вер­жен­цев. Его мно­го­чис­лен­ные, напи­сан­ные с чистей­шим атти­циз­мом сочи­не­ния, охва­ты­ва­ли всю область фило­со­фии; но все они, за исклю­че­ни­ем двух, и то, веро­ят­но, не под­лин­ных, рито­ри­че­ских упраж­не­ний (με­λέται), Αἴας и Ὀδυσ­σεύς, поте­ря­ны. Отрыв­ки изд. Mul­lach (Frag­men­ta phi­los. Gr. Vol. II).

См. также:
АНТИСФЕН (Словарь античности)
АНТИСФЕН (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 102.
См. по теме: ДЕМОНАКТ • ДИКЕАРХ • АФЕНАГОР • АММОНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Антисфена.
Мрамор.
№ 507.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 52.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека.
Мрамор.
№ 607.
Рим, Вилла Альбани.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма Антисфена.
Мрамор.
№ 900.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея географических карт, 21.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА