Словарь античности

КОЗА (греч. aix, лат. cap­ra). Веро­ят­но, коза была пер­вым одо­маш­нен­ным жвач­ным живот­ным (наход­ки в Иери­хоне в 7-м тыся­че­ле­тии до н. э.). В эпо­ху антич­но­сти в засуш­ли­вых обла­стях козы исполь­зо­ва­лась глав­ным обра­зом для про­из­вод­ства моло­ка, т. к. там было невоз­мож­но раз­веде­ние круп­но­го рога­то­го скота и овец. Наход­ки на терри­то­рии Гре­ции поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что в ран­нее вре­мя раз­во­ди­лись поро­ды с раз­лич­ны­ми фор­ма­ми рогов. Козы исполь­зо­ва­лись так­же как вьюч­ные живот­ные. Коз­лы, мясо кото­рых очень цени­лось, неред­ко исполь­зо­ва­лись в каче­стве жерт­вен­ных живот­ных. Шку­ры коз с древ­ней­ших вре­мен слу­жи­ли в каче­стве бур­дю­ков для воды. Шерсть коз обра­ба­ты­ва­лась так же, как и ове­чья. На дель­фий­ских моне­тах изо­бра­жал­ся Посей­дон с козой. Рим­ляне нахо­ди­ли козам раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭФЕМЕРИДА, ДНЕВНИК, ЖУРНАЛ • ЭХИН, ЕХИН • КУЛЬКИТА, ТЮФЯК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с плящущими менадами.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. по греческому образцу V в. до н. э.
Турин, Музей древностей.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертва Дионису.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
3,0 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с плящущими менадами.
Мелкозернистый мрамор.
Римская копия 2-й пол. I в. н. э. по греческому образцу V в. до н. э. скульптора Каллимаха.
Тунис, Национальный музей Бардо.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Жертвоприношение.
Сардоникс. I в. до н. э.
3 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с плящущими менадами.
Пентелийский мрамор.
Римская копия конца I в. н. э. с греческого оригинала V в. до н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-стригилато с изображением времен года и портретом покойной в клипеусе. Деталь.
Мрамор. 270-е гг. н. э.
Остия, Археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Буколический пейзаж.
Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением праздника сбора винограда (vindemialia).
Лунский (каррарский) мрамор.
II в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
10. МОЗАИКА. Греция.
Панель с козлом из мозаики с Четырьмя Временами года.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Статер, серебро
Архелай
Эги, 413—399 гг. до н.э.
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея.
РЕВЕРС: ΑΡΧΕΛΑΟ — передняя часть козы вправо; все внутри рамки.
2. Денарий, серебро
Публий Корнелий Цетег
Рим, 115—114 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, на ней шлем в форме фригийской шапки, украшенный головой грифона; крыльев по бокам нет; забрало из двух частей и поднято козырьком; под подбородком X; сзади EX S. C. (ex senatus consulto).
РЕВЕРС: Пастух, Аттис (RRC: мужская фигура), во фригийской шапке, скачет галопом на козе вправо, держа ветвь над плечом; внизу CETEGVS; в обрезе ROMA; все внутри лаврового венка.
3. Статер, электр
Кизик, 550—500 гг. до н.э.
АВЕРС: Козлиная голова, с длинной бородой, влево; позади среза шеи — рыба тунец, плывущая вверх.
РЕВЕРС: Квадрат, состоящий из четырех частей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА