Словарь античности

КОЗА (греч. aix, лат. cap­ra). Веро­ят­но, коза была пер­вым одо­маш­нен­ным жвач­ным живот­ным (наход­ки в Иери­хоне в 7-м тыся­че­ле­тии до н. э.). В эпо­ху антич­но­сти в засуш­ли­вых обла­стях козы исполь­зо­ва­лась глав­ным обра­зом для про­из­вод­ства моло­ка, т. к. там было невоз­мож­но раз­веде­ние круп­но­го рога­то­го скота и овец. Наход­ки на терри­то­рии Гре­ции поз­во­ля­ют пред­по­ло­жить, что в ран­нее вре­мя раз­во­ди­лись поро­ды с раз­лич­ны­ми фор­ма­ми рогов. Козы исполь­зо­ва­лись так­же как вьюч­ные живот­ные. Коз­лы, мясо кото­рых очень цени­лось, неред­ко исполь­зо­ва­лись в каче­стве жерт­вен­ных живот­ных. Шку­ры коз с древ­ней­ших вре­мен слу­жи­ли в каче­стве бур­дю­ков для воды. Шерсть коз обра­ба­ты­ва­лась так же, как и ове­чья. На дель­фий­ских моне­тах изо­бра­жал­ся Посей­дон с козой. Рим­ляне нахо­ди­ли козам раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭФЕМЕРИДА, ДНЕВНИК, ЖУРНАЛ • ЭХИН, ЕХИН • ЭРАНЫ, ПИР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция с сакрально-идиллической картиной на зеленом фоне.
Фреска из Портичи.
20—10 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
2. МОЗАИКА. Греция.
Панель с козлом из мозаики с Четырьмя Временами года.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Пастушеская сцена (Младенец Юпитер на острове Крит).
Николас (Клас) Питерс Берхем (1620—1683).
Холст, масло. Ок. 1680 г. 92 × 87 см.
Справа внизу подпись: N. Berchem
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичная эмблема с буколическим пейзажем.
30—20 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет масок, 6.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Диониса и сатира.
Мрамор. Римская декоративная работа II в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, XIII. 3.
7. МОЗАИКА. Рим.
Мозаичная эмблема с буколическим пейзажем.
30—20 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал животных, 152.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Буколический пейзаж.
Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг с изображением праздника сбора винограда (vindemialia).
Лунский (каррарский) мрамор.
II в. н. э.
Рим, Национальный музей дворца Венеция.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пастух.
Рельеф с саркофага.
Рим.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Статер, серебро
Архелай
Эги, 413—399 гг. до н.э.
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея.
РЕВЕРС: ΑΡΧΕΛΑΟ — передняя часть козы вправо; все внутри рамки.
2. Денарий, серебро
Публий Корнелий Цетег
Рим, 115—114 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, на ней шлем в форме фригийской шапки, украшенный головой грифона; крыльев по бокам нет; забрало из двух частей и поднято козырьком; под подбородком X; сзади EX S. C. (ex senatus consulto).
РЕВЕРС: Пастух, Аттис (RRC: мужская фигура), во фригийской шапке, скачет галопом на козе вправо, держа ветвь над плечом; внизу CETEGVS; в обрезе ROMA; все внутри лаврового венка.
3. Статер, электр
Кизик, 550—500 гг. до н.э.
АВЕРС: Козлиная голова, с длинной бородой, влево; позади среза шеи — рыба тунец, плывущая вверх.
РЕВЕРС: Квадрат, состоящий из четырех частей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА