Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРКЕСИЛА́Й

Ar­cesĭlas и Ar­ce­silāus, Ἀρκε­σίλαος, осно­ва­тель сред­ней ака­де­мии; родом из Пита­ны в Это­лии, жил ок. 300 г. до Р. Х. Учил­ся сна­ча­ла у мате­ма­ти­ка Авто­ли­ка в сво­ем род­ном горо­де, а после смер­ти сво­его отца Сев­фа посе­щал шко­лы Фео­ф­ра­с­та и ака­де­ми­ка Поле­мо­на в Афи­нах. По смер­ти Кра­те­са сде­лал­ся его пре­ем­ни­ком в ака­де­мии и учил до глу­бо­кой ста­ро­сти (умер в 75 лет, ок. 241 г. до Р. Х.). Он, подоб­но Сокра­ту, кото­ро­му под­ра­жал, не столь­ко изве­стен как писа­тель, сколь­ко как учи­тель; по край­ней мере, из его сочи­не­ний до нас ниче­го не дошло. Он воз­вра­тил­ся к диа­ло­ги­че­ско­му мето­ду Сокра­та (Cic. de fin. 2, 1) и борол­ся с дог­ма­тиз­мом стои­че­ской шко­лы, осно­ва­тель кото­рой, Зенон, был това­ри­щем Арке­си­лая по ака­де­мии. Так как при этом Арке­си­лай в сво­ем уче­нии дошел до отри­ца­ния вся­ких твер­дых основ для зна­ния и утвер­ждал, что доста­точ­ных при­зна­ков, по кото­рым исти­на мог­ла бы быть отли­ча­е­ма от лжи, не суще­ст­ву­ет, то он был весь­ма бли­зок к уче­нию Пирро­на, и древ­ние сомне­ва­ют­ся, не сле­ду­ет ли Арке­си­лая при­чис­лять к скеп­ти­кам. Cic. de or. 3, 18: ex va­riis Pla­to­nis lib­ris ser­mo­ni­bus­que Soc­ra­ti­cis hoc ma­xi­me ar­ri­puit, ni­hil es­se cer­ti, quod aut sen­si­bus aut ani­mo per­ci­pi pos­sit. acad. post. 1, 12: ne­ga­bat es­se quid­quam quod sci­ri pos­set, ne il­lud qui­dem ip­sum, quod Soc­ra­tes si­bi re­li­quis­set: sic om­nia la­te­re in oc­cul­to. На место истин­но­го он ста­вил веро­ят­ное (Cic. acad. 2, 10), при­чем раз­ли­чал еще меж­ду εὔλο­γον и πι­θανόν, при­да­вая зна­че­ние толь­ко пер­во­му. У Sext. Emp. adv. math. 7, 153 он утвер­жда­ет, ὅτι οὐδέν ἐστι με­ταξὺ ἐπισ­τή­μης καὶ δό­ξης κρι­τήριον κα­τάλη­ψις. αὕτή γὰρ ἥν φα­σι κα­τάλη­ψιν καὶ κα­ταληπ­τι­κῆς φαν­τα­σίας συγ­κα­τάθε­σιν ἤτοι ἐν σοφῷ ἐν φαύ­λῳ γί­νεται. ἀλ­λ᾿ ἐάν τε ἐν σοφῷ γέ­νηται, ἐπισ­τή­μη ἐστίν, ἐάν τε ἐν φαύ­λῳ, δό­ξα, καὶ οὐδὲν ἄλ­λο πα­ρὰ ταῦτα μό­νον ὄνο­μα με­τείληπ­ται, из чего он заклю­ча­ет: μὴ οὔσης δὲ κα­ταλή­ψεος πάν­τα ἔσται ἀκα­τάληπ­τα.

См. также:
АРКЕСИЛАЙ (Словарь античности)
АРКЕСИЛАЙ (Античные писатели)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 126—127.
См. по теме: ДЕМОФАН • ИБН РУШД • ИПАТИЯ • АНАХАРСИС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА