Словарь античности

КОЛОСС (греч. ста­туя, в том чис­ле неболь­шой вели­чи­ны). Изме­не­ние семан­ти­ки сло­ва (оно ста­ло обо­зна­чать такие ста­туи, раз­ме­ры кото­рых зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дят нату­раль­ную вели­чи­ну) про­изо­шло, оче­вид­но, из-за родос­ско­го Колос­са, при­чис­ля­е­мо­го к семи чуде­сам све­та: это была брон­зо­вая ста­туя Гелиоса, сто­яв­шая у вхо­да в гавань и создан­ная Харе­том из Лин­да в 285 до н. э. Высота ее состав­ля­ла 37 м, кар­кас был сде­лан из желе­за и кам­ня. Спу­стя 58 лет ста­туя была раз­ру­ше­на зем­ле­тря­се­ни­ем. Колосс Неро­на, создан­ный в 58 Зено­до­ром, был выше еще на 2 м. Вес­па­си­ан велел пре­вра­тить его в ста­тую Гелиоса, Адри­ан пере­нес в амфи­те­атр Фла­ви­ев, кото­рый с тех пор стал назы­вать­ся Коли­зе­ем (лат. Co­los­seum).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: COLUMNA CAELATA • КОНСОЛЬ • КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 13 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Колоссальная статуя фригийского пленника (одна из пары).
Мрамор. 2-я половина II в. — начало III в. н. э.
Инв. № S-179.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Колоссальная статуя фригийского пленника (одна из пары).
Мрамор. 2-я половина II в. — начало III в. н. э.
Инв. № S-179.
Коринф, Археологический музей Древнего Коринфа.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Константина Великого из Новой базилики. Фрагмент. Часть руки.
Мрамор. Ок. 315—330 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Константина Великого из Новой базилики. Фрагмент. Часть ноги.
Мрамор. Ок. 315—330 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Константина Великого из Новой базилики.
Мрамор. Ок. 315—330 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Части колосса Константина.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Части колосса Константина.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Части колосса Константина.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Части колосса Константина.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Части колосса Константина.
Мрамор. 312—315 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Внутренний двор.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 3)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Нерон
Рим, 64—65 гг.
АВЕРС: NERO CAESAR — бородатая голова Нерона, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTVS GERMANICVS — Нерон, в лучевой короне, в тоге, стоит анфас, слегка согнув в колене левую ногу, держит ветвь в правой руке и Викторию на земном шаре — в левой.
2. Медальон, медь
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в эгиде, в лавровом венке, влево; на правой руке он держит Викторию, в левой руке — дубину.
РЕВЕРС: MVNIFICENTIA GORDIANI AVG. — бык, борющийся со слоном внутри Колизея, показанного сверху; по сторонам колосс Нерона и фонтан Meta Sudans, и храм Венеры и Ромы, или Ludus Magnus.
3. Аурей, золото
Нерон
Рим, 64—65 гг.
АВЕРС: NERO CAESAR — бородатая голова Нерона, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTVS GERMANICVS — Нерон, в лучевой короне, в тоге, стоит анфас, слегка согнув в колене левую ногу, держит ветвь в правой руке и Викторию на земном шаре — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА