Словарь античности

КОМИЧЕСКОЕ. Науч­но обос­но­ван­ная тео­рия коми­че­ско­го в дошед­ших до нас памят­ни­ках антич­ной сло­вес­но­сти отсут­ст­ву­ет. Вто­рая часть ари­сто­телев­ской «Поэ­ти­ки», кото­рая, оче­вид­но, была посвя­ще­на комедии, не сохра­ни­лась. В про­из­веде­ни­ях Цице­ро­на и Квин­ти­ли­а­на есть клас­си­фи­ка­ция родов коми­че­ско­го и пред­на­зна­чен­ные для ора­то­ров реко­мен­да­ции по их при­ме­не­нию. На осно­ва­нии име­ю­щих­ся дан­ных о коми­че­ском, в том чис­ле содер­жа­щих­ся у Пла­то­на и Ари­сто­те­ля, мож­но заклю­чить: соглас­но воз­зре­ни­ям древ­них, комич­но урод­ли­вое, без­образ­ное, если оно «нико­му не при­чи­ня­ет стра­да­ний и ни для кого не пагуб­но» (Ари­сто­тель). Под­лин­ное стра­да­ние и смерть чуж­ды коми­че­ско­му. Смех, вызы­вае­мый коми­че­ским, — это выра­же­ние в рав­ной мере удо­воль­ст­вия и отвра­ще­ния, радо­сти и него­до­ва­ния: высме­и­вая кого-либо, чело­век полу­ча­ет удо­воль­ст­вие и раз­ряд­ку.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: IMAGINES • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • КОНЪЕКТУРА • МАСТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА