Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ТАРА́Н

Arĭes, κριός, таран, маши­на для раз­би­ва­ния стен оса­жден­но­го горо­да. Меж­ду дву­мя высо­ки­ми брев­на­ми при­ве­ши­ва­ли гори­зон­таль­но третье, очень тол­стое, на цепях или кана­тах. Эту маши­ну при­дви­га­ли на такое рас­сто­я­ние к непри­я­тель­ской стене, что вися­щее брев­но, будучи оття­ну­то назад и затем пуще­но впе­ред, силь­но уда­ря­ло в сте­ну. Чтобы такие уда­ры дей­ст­во­ва­ли раз­ру­ши­тель­нее, на брев­но наса­жи­ва­ли спе­ре­ди желез­ный нако­неч­ник, и имен­но в фор­ме бара­ньей голо­вы с одним или дву­мя рога­ми. Сза­ди к брев­ну, для уси­ле­ния уда­ра, при­ве­ши­ва­ли какой-нибудь тяже­лый груз. Впро­чем, вооб­ще раз­ме­ры и сила таких машин были раз­лич­ны, смот­ры по свой­ствам стен, кото­рые хоте­ли раз­ру­шить. Обык­но­вен­но для дей­ст­вия маши­ной тре­бо­ва­лось ок. 1500 чело­век. Ино­гда aries поме­щал­ся в ниж­нем эта­же осад­ной баш­ни (см. Tur­ris am­bu­la­to­ria под сл. Πο­λιορ­κία, 12). После того как сте­на была повреж­де­на тара­ном, к желез­ной бара­ньей голо­ве при­креп­ля­ли желез­ный крюк (falx) и им выдер­ги­ва­ли из сте­ны рас­ша­тан­ные кам­ни. Т. к. aries сто­ял близ сте­ны и оса­жден­ные обык­но­вен­но ста­ра­лись раз­ру­шить его, дей­ст­вуя огнем, или убить кам­ня­ми работав­ших при машине сол­дат, то для защи­ты над тара­ном устра­и­ва­ли кры­шу (tes­tu­do arie­ta­ria) и ста­ра­лись обез­опа­сить ее от огня, засти­лая влаж­ны­ми воло­вьи­ми шку­ра­ми и гру­бы­ми шер­стя­ны­ми покры­ва­ла­ми (см. Πο­λιορ­κία, 11).

Сред­ства обо­ро­ны про­тив дей­ст­вий тара­нов состо­я­ли в том, что оса­жден­ные спус­ка­ли со сте­ны напол­нен­ные пес­ком меш­ки или покры­ва­ла на то место, в кото­рое ожида­ли уда­ра, или ста­ра­лись пой­мать таран вере­воч­ны­ми пет­ля­ми или желез­ны­ми зуб­ча­ты­ми кле­ща­ми (lu­pi) и напра­вить его в сто­ро­ну или на воздух (Liv. 28, 3. Veg. 4, 23); ино­гда при этом вся маши­на теря­ла рав­но­ве­сие и опро­киды­ва­лась, а ино­гда уда­ва­лось раз­ру­шить ее огнем. Если сте­на была уже так повреж­де­на тара­ном, что не мог­ла быть более обо­ро­ня­е­ма, то спе­ши­ли воз­ве­сти поза­ди нее новую сте­ну. Если город хотел сдать­ся, то для того, чтобы полу­чить поща­ду от оса­ждаю­щих, дол­жен был при­сту­пить к сда­че преж­де, чем те нача­ли дей­ст­во­вать тара­ном.

Во вре­мя вой­ны с гал­ла­ми, Цезарь, вслед­ст­вие свое­об­раз­но­го устрой­ства город­ских стен, не мог поль­зо­вать­ся для осад тара­ном, хотя и гото­вил­ся дей­ст­во­вать им (b. g. 2, 32).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 145.
См. по теме: БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА • ДЕЗЕРТИР • КОННИЦА • ДЕКУМАНСКИЕ ВОРОТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Посейдон.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Лисиппа IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением триремы.
Мелкозернистый белый мрамор с серыми прожилками.
Последняя треть I в. до н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Правая панель со стороны Форума.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера.
Правая панель со стороны Капитолия.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
5. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Масштабная модель (1:15) подвесного тарана, который использовался для разрушения вражеских стен и управлялся веревками.

Рим, Музей Римской культуры.
6. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Масштабная модель (1:15) подвесного тарана, который использовался для разрушения вражеских стен и управлялся веревками.

Рим, Музей Римской культуры.
7. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Масштабная модель (1:30) сооружений, построенных Цезарем для взятия города Аварика (Бурж, Франция).
52 г. до н. э.
Пластик.
Рим, Музей Римской культуры.
8. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Масштабная модель (1:30) сооружений, построенных Цезарем для взятия города Аварика (Бурж, Франция).
52 г. до н. э.
Пластик.
Рим, Музей Римской культуры.
9. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Масштабная модель (1:10) осадной башни.

Рим, Музей Римской культуры.
10. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Масштабная модель (1:10) осадной башни.

Рим, Музей Римской культуры.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Август
Рим, 19 г. до н.э.
АВЕРС: Q. RVSTIVS FORTVNAE ANTIAT. (Quintus Rustius. Fortunae Antiates) — обращенные вправо парные драпированные бюсты Фортуны Победительницы, в шлеме и держащей патеру, и Фортуны Счастливой, в стефане; бюсты помещены на таран, на обоих концах которого по бараньей голове.
РЕВЕРС: CAESARI AVGVSTO — в центре украшенный алтарь, на нем надпись: FOR. RE. (Fortunae reduci).
В обрезе: EX S. C. (ex senatus consulto).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА