Словарь античности

КРАСОТА (греч. ka­lon, лат. pulchrum). Кра­сота не была ни цен­траль­ным поня­ти­ем антич­ной эсте­ти­ки, ни исклю­чи­тель­ным эсте­ти­че­ским фено­ме­ном. Тем не менее это поня­тие было тес­но свя­за­но с важ­ней­ши­ми эсте­ти­че­ски­ми цен­но­стя­ми. Соглас­но антич­ным пред­став­ле­ни­ям, в осно­ве кра­соты лежат мера, порядок, чет­кость гра­ниц, гар­мо­ния, сим­мет­рия (Демо­крит, Пла­тон, Ари­сто­тель, Пло­тин). Кра­сота рас­смат­ри­ва­ет­ся преж­де все­го как явле­ние духов­но­го поряд­ка. Некий образ счи­та­ет­ся кра­си­вым, если ему свой­ст­вен­ны целе­со­об­раз­ность, порядок и разум­ность. В этом смыс­ле духов­ная кра­сота нахо­дит свое выра­же­ние в кра­со­те физи­че­ской. Гар­мо­ни­че­ское един­ство духов­но и физи­че­ски кра­си­во­го в доклас­си­че­ский пери­од еще не было най­де­но; оно ста­но­вит­ся основ­ным кри­те­ри­ем совер­шен­ства про­из­веде­ний искус­ства в клас­си­че­скую эпо­ху (5 в. до н. э.), затем теря­ет­ся в эпо­ху элли­низ­ма и сме­ня­ет­ся иде­а­ли­за­ци­ей объ­ек­та. Оли­це­тво­ре­ни­ем кра­соты в клас­си­че­ский пери­од явля­ет­ся пре­крас­ный чело­век, в кото­ром соеди­ни­лись все досто­ин­ства, как внеш­ние, так и внут­рен­ние (Ари­сто­тель). Любовь к пре­крас­но­му была так­же необ­хо­ди­мым эле­мен­том жиз­ни поли­са (Фукидид), т. к. пре­крас­ны­ми счи­та­лись такие соци­аль­ные атри­бу­ты сво­бод­но­го граж­да­ни­на, как сла­ва, досто­ин­ство, честь, иму­ще­ство, сво­бо­да от уни­жаю­ще­го труда (Ари­сто­тель). Кра­сота, с одной сто­ро­ны, мог­ла и долж­на была достав­лять удо­воль­ст­вие, а с дру­гой — быть неот­де­ли­мой от поль­зы (Сократ, Цице­рон). При извест­ных усло­ви­ях кра­соту мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать с доб­ром (Пла­тон). Упа­док гре­че­ских горо­дов-государств, рас­пад их соци­аль­ных инсти­ту­тов выра­зил­ся в эпо­ху элли­низ­ма в том, что поня­тие кра­соты в искус­стве и обще­стве было соот­не­се­но с есте­ствен­ной кра­сотой, кото­рая, по мне­нию сто­и­ков, раз­ли­та в при­ро­де и кос­мо­се.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ • ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • ХАРТА • КАТАБЛЕМЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА