Словарь античности

КСЕНОФОНТ (греч. Xe­no­phon).


1. Ксе­но­фонт Афин­ский, родил­ся 430—425 в. Афи­нах, умер после 355 до н. э. в Корин­фе, исто­рик и писа­тель; уче­ник Сокра­та, не про­явив­ший глу­бо­ко­го инте­ре­са к фило­со­фии. Ксе­но­фонт вырос в среде ари­сто­кра­тов, враж­деб­но отно­сив­ших­ся к афин­ской рабо­вла­дель­че­ской демо­кра­тии и дру­же­ст­вен­ных Спар­те. Не удо­вле­тво­рен­ный поли­ти­че­ской жиз­нью Афин, Ксе­но­фонт при­нял уча­стие в похо­де Кира Млад­ше­го про­тив Арта­к­серк­са. После пора­же­ния Кира при Куна­к­се в 401 Ксе­но­фонт вме­сте со спар­тан­ским стра­те­гом воз­гла­вил отступ­ле­ние гре­че­ских наем­ни­ков Кира, кото­рые, пре­одолев нема­ло труд­но­стей и опас­но­стей, достиг­ли Фра­кии. Стре­мясь тес­нее сбли­зить­ся с анти­де­мо­кра­ти­че­ской Спар­той, Ксе­но­фонт в каче­стве сорат­ни­ка вну­шав­ше­го ему вос­хи­ще­ние царя Аге­си­лая сопро­вож­дал его в кам­па­нии 394 про­тив союз­ных Афи­нам Фив и в бит­ве при Коро­нее. За это Ксе­но­фонт был при­го­во­рен в Афи­нах к изгна­нию и уда­лил­ся в пожа­ло­ван­ное ему спар­тан­ца­ми име­ние воз­ле Скил­ла (близ Олим­пии). После заня­тия Скил­ла элей­ца­ми в 370 Ксе­но­фонт бежал в Коринф, где и умер. Исто­ри­че­ские труды: «Ана­ба­сис» («Ky­ru ana­ba­sis») о похо­де 10 тысяч гре­че­ских наем­ни­ков в глубь пер­сид­ской дер­жа­вы и их обрат­ном пути к Чер­но­му морю; опи­сы­вая поход (с пре­уве­ли­че­ни­ем соб­ст­вен­ных заслуг), Ксе­но­фонт сооб­ща­ет инте­рес­ные гео­гра­фи­че­ские и этно­гра­фи­че­ские сведе­ния о Малой Азии и Закав­ка­зье; «Гре­че­ская исто­рия» («Hel­le­ni­ka») с 411 до бит­вы при Ман­ти­нее в 362 — весь­ма дале­кое от Фукидида про­дол­же­ние его исто­ри­че­ско­го труда. Вни­ма­ние Ксе­но­фон­та сосре­дото­че­но на вели­ких лич­но­стях. Желая воз­вы­сить поли­ти­че­скую роль Спар­ты, Ксе­но­фонт пере­да­ет мно­гие мало­зна­чи­тель­ные подроб­но­сти ее исто­рии, в то же вре­мя умал­чи­ва­ет о важ­ных собы­ти­ях жиз­ни Афин (напри­мер, об осно­ва­нии 2-го Афин­ско­го мор­ско­го сою­за). Поли­ти­че­ские сочи­не­ния: «Аге­си­лай» («Age­si­laos») — пане­ги­рик умер­ше­му в 361 спар­тан­ско­му царю; «Лакеде­мон­ская кон­сти­ту­ция» («La­ke­dai­mo­nion po­li­teia») — вос­хва­ле­ние кон­сти­ту­ции Ликур­га, в кото­рой Ксе­но­фонт видел осно­ву вели­чия Спар­ты; «Киро­пе­дия», или «Вос­пи­та­ние Кира» («Ky­ru pai­deia»), — тен­ден­ци­оз­ный педа­го­ги­че­ский роман, где Ксе­но­фонт, с поэ­ти­че­ской воль­но­стью опи­сы­вая жизнь Кира Стар­ше­го, изла­га­ет соб­ст­вен­ные мыс­ли об обра­зо­ва­нии и вос­пи­та­нии иде­аль­но­го пра­ви­те­ля. Сход­ная тема — искус­ство быть монар­хом или тира­ном — раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся в диа­ло­ге «Гиерон» («Hie­ron»). Дидак­ти­че­ские сочи­не­ния Ксе­но­фон­та посвя­ще­ны эко­но­ми­че­ским вопро­сам: «О дохо­дах» («Pe­ri po­ron») — иссле­до­ва­ние спо­со­бов улуч­ше­ния финан­со­вой и нало­го­вой систем в Афи­нах; «Домо­строй» («Oiko­no­mi­kos») — сове­ты по рацио­наль­но­му веде­нию домаш­не­го хозяй­ства; трак­та­ты «О вер­хо­вой езде» («Pe­ri hip­pi­kes»), «Об охо­те» («Ky­ne­ge­ti­kos», под­лин­ность кото­ро­го оспа­ри­ва­ет­ся), а так­же «О коман­до­ва­нии кон­ни­цей» («Hip­par­chi­kos») — сове­ты по усо­вер­шен­ст­во­ва­нию афин­ской кава­ле­рии. Сокра­ти­че­ские про­из­веде­ния: основ­ное сре­ди них — «Мемо­ра­би­лии», или «Вос­по­ми­на­ния о Сокра­те» (греч. «Apom­ne­mo­neu­ma­ta», лат. «Me­mo­ra­bi­lia»), где в отли­чие от Пла­то­на, при­укра­ши­вав­ше­го образ сво­его учи­те­ля и иде­а­ли­сти­че­ски пере­осмыс­ляв­ше­го его уче­ние (оцен­ка оспа­ри­ва­ет­ся), Ксе­но­фонт пыта­ет­ся по соб­ст­вен­ным вос­по­ми­на­ни­ям пред­ста­вить лич­ность Сокра­та — чело­ве­ка трез­вых взглядов, граж­да­ни­на и пре­вос­ход­но­го настав­ни­ка-и пока­зать его поня­тий­но-диа­лек­ти­че­ский метод обу­че­ния. «Апо­ло­гия» («Apo­lo­gia Sok­ra­tous») — сочи­не­ние в защи­ту Сокра­та, опи­сы­ваю­щее его поведе­ние во вре­мя суда. В «Пире» («Sym­po­sion») Сократ ведет при­ят­ную дру­же­скую бесе­ду в доме бога­ча Кал­лия. Про­из­веде­ния Ксе­но­фон­та отли­ча­ют­ся про­стотой язы­ка и ясно­стью изло­же­ния. Они сохра­ни­лись пол­но­стью и мно­го­крат­но пере­во­ди­лись.


2. Ксе­но­фонт Эфес­ский (пред­по­ло­жи­тель­но 2—3 в. н. э.). Точ­ных сведе­ний о его жиз­ни не сохра­ни­лось. Неиз­вест­но, дей­ст­ви­тель­но ли он про­ис­хо­дил из Эфе­са. Такое про­зви­ще ему мог­ли дать и после смер­ти, осно­вы­ва­ясь на его про­из­веде­ни­ях, чтобы отли­чить Ксе­но­фон­та от одно­имен­ных писа­те­лей. Дело в том, что про­слав­ля­ю­щий культ Изи­ды любов­ный роман Ксе­но­фон­та Эфес­ско­го носит назва­ние «Эфес­ские рас­ска­зы» («Ta ka­ta An­thian kai Hab­ro­ko­men Ephe­sia­ka»). Дей­ст­вие рома­на начи­на­ет­ся и окан­чи­ва­ет­ся в Эфе­се, опи­сан­ном Ксе­но­фон­том по более ран­ним лите­ра­тур­ным источ­ни­кам. «Суда» сооб­ща­ет, что Ксе­но­фонт напи­сал так­же сочи­не­ние «О горо­де эфес­цев», воз­мож­но в жан­ре периэ­ге­зы.


3. Ксе­но­фонт из Ламп­са­ка, гре­че­ский гео­граф 2—1 вв. до н. э., автор ныне утра­чен­но­го «Перип­ла Внеш­не­го моря» (т. е. Атлан­ти­че­ско­го оке­а­на).

См. также:
КСЕНОФОНТ (Античные писатели)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ксенофонт.
Мрамор.
Мадрид, Национальный музей Прадо.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Ксенофонт.
Мрамор.
Мадрид, Национальный музей Прадо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА