Словарь античности

КУЛЬТ БЫКА. Крит­ский культ быка отра­зил­ся в обра­зе Мино­тав­ра. Впо­след­ст­вии он сошел на нет. Культ Мит­ры, не пред­по­ла­гая при­не­се­ние быка в жерт­ву, воз­ро­дил культ быка.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена жертвоприношения.
Серый мрамор с прожилками. 3-я четв. I в. н. э. или 1-я четв. II в. н. э.
Париж, Лувр.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Европы.
Фреска из Помпей.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Селена на колеснице, запряженной быками (правая торцовая поверхность саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Европа верхом на быке.
Фреска из Помпей (Дом Роковой любви, IX, 5, 18, g).
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXX.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Крышка саркофага со сценами мифа о Тесее и Ариадне.
Мрамор.
130—150 гг. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. ТОРЕВТИКА. Греция.
Ваза из Вафио.
Золото. Микенский период.
Афины, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена люстрации.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель с Теллус.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Теллус (деталь).
Левая часть восточного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Мрамор.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
2. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка с поднятой головой, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
3. Тетробол, серебро
Аканф, 470—390 гг. до н.э.
АВЕРС: Передняя часть быка, сверху — ΠΕ.
РЕВЕРС: Квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата.
4. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. VI — бодающий бык вправо.
5. Денарий, серебро
Август
Лугдун, 11—10 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — голова Августа в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Бодающий бык вправо.
В обрезе: IMP. XII
6. Аурей, золото
Август
Лугдун, 15—13 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Бодающий бык вправо.
В обрезе: IMP. X
7. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 424—380 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев атакует быка.
В обрезе: ΑΛΕ.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — Квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата, в каждом из которых имеется пирамидальное возвышение.
8. Денарий, серебро
Гражданская война 68—69 гг.
Испания—Галлия (?), 68 г.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: IMP. — бык идет вправо.
9. Денарий, серебро
Август
Лугдун, 15—13 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Бодающий бык вправо.
В обрезе: IMP. X
10. Асс, медь
Август
Тарраконская Испания, Лепида-Цельса (Tarraconensis, Lepida-Celsa), 27—17 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: C. V. I. CEL. L. SVRA L. BVCCO II. VIR. — бык стоит вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА