Словарь античности

КУЛЬТ ЖИВОТНЫХ. Куль­то­во-рели­ги­оз­ное почи­та­ние живот­ных оста­ва­лось чуж­дым гре­ко-рим­ско­му реги­о­ну, хотя мисте­ри­аль­ные куль­ты вклю­ча­ли в себя восточ­ные эле­мен­ты (бык Мит­ры). Но выше­ска­зан­ное не сле­ду­ет путать с терио­мор­физ­мом, извест­ным уже в антич­но­сти, соглас­но кото­ро­му боги мог­ли при­ни­мать образ како­го-либо живот­но­го (мета­мор­фо­зы: Апол­лон мог являть­ся в обра­зе кор­шу­на или дель­фи­на, Зевс — в обра­зе быка, Дио­нис — в обра­зе льва или коз­ла, Пан — в обра­зе коз­ла, Афро­ди­та — в обра­зе голу­бя), и рели­ги­оз­ной мета­фо­ри­кой, когда для вос­хва­ле­ния богов их наде­ля­ли отли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми каких-либо живот­ных. Демо­ны и полу­бо­ги чаще пред­став­ля­лись в виде полу­зве­ря-полу­че­ло­ве­ка (кен­тав­ры, силе­ны, сати­ры, сире­ны, гар­пии), а для веры в душу чело­ве­ка при почи­та­нии умер­ше­го в позд­ний антич­ный пери­од было харак­тер­но пред­став­ле­ние о том, что в пере­се­ле­нии душ самое непо­сред­ст­вен­ное уча­стие при­ни­ма­ют пти­цы, бабоч­ки и даже змеи.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПУЛОНЫ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭНКОЙМЕСИС • ЭФФАТУМ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА