Словарь античности

КУЛЬТУРА (греч. pai­deia, лат. hu­ma­ni­tas), сово­куп­ность навы­ков и уме­ний, а так­же резуль­тат дея­тель­но­сти чело­ве­ка; один из глав­ных пред­ме­тов тео­ре­ти­че­ских дис­кус­сий со вре­мен Пер­вой софи­сти­ки. Соглас­но «куль­ту­ро­ло­ги­че­ско­му» мифу Про­та­го­ра, воз­ник­но­ве­ни­ем мате­ри­аль­ной куль­ту­ры, а так­же упо­рядо­чен­ным раз­ви­ти­ем обще­ст­вен­ной жиз­ни люди обя­за­ны, поми­мо все­го про­че­го, помо­щи богов. По мне­нию дру­гих софи­стов, а так­же Демо­кри­та, толь­ко чело­век явля­ет­ся твор­цом куль­ту­ры, кото­рую он созда­ет, под­чи­ня­ясь сво­им потреб­но­стям и под­ра­жая при­ро­де. Ари­сто­тель вслед за Ана­к­са­го­ром ука­зы­ва­ет, в чем состо­ит пре­вос­ход­ство чело­ве­ка над живот­ным: чело­век, кото­ро­му от при­ро­ды дан разум и спо­соб­ность к тру­ду, явля­ет­ся твор­цом куль­ту­ры, а с нею — искус­ства в широ­ком смыс­ле сло­ва. В этом выра­зил­ся гума­низм клас­си­че­ской древ­но­сти, отли­чав­ший ее от Древ­не­го Восто­ка, где, напро­тив, под­чер­ки­ва­лась бес­по­мощ­ность и зави­си­мость чело­ве­ка от при­ро­ды. Дости­же­ния людей, свя­зан­ные с «про­из­во­ди­тель­ны­ми» спо­соб­но­стя­ми, направ­лен­ны­ми на удо­вле­тво­ре­ние мате­ри­аль­ных потреб­но­стей (напри­мер, ремес­ло) или отдых (музы­ка, поэ­зия), Ари­сто­тель ценил ниже, чем «прак­ти­че­скую» обще­ст­вен­но-поли­ти­че­скую дея­тель­ность, цель кото­рой — совер­шен­ное (с точ­ки зре­ния пра­вя­ще­го клас­са рабо­вла­дель­цев) обще­ст­вен­ное устрой­ство; пра­во на эту дея­тель­ность име­ет толь­ко сво­бод­ный чело­век. Для дости­же­ния выс­шей сту­пе­ни куль­ту­ры, кото­рую Ари­сто­тель видит в духов­ном вос­пи­та­нии и кото­рая заклю­ча­ет­ся в чистом созер­ца­нии и тео­ре­ти­че­ском мыш­ле­нии, необ­хо­дим досуг, сле­до­ва­тель­но, она доступ­на толь­ко состо­я­тель­но­му сво­бод­но­му чело­ве­ку, кото­рый доволь­ст­ву­ет­ся досу­гом как тако­вым, не пре­сле­дуя какой-либо прак­ти­че­ской поль­зы. Еди­ным клас­со­во-обу­слов­лен­ным мери­лом вся­кой чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти (кро­ме ремес­лен­но­го труда, счи­тав­ше­го­ся низ­ким) в клас­си­че­ской антич­но­сти явля­лась pai­deia — все­сто­рон­нее гар­мо­ни­че­ское раз­ви­тие лич­но­сти и обще­ства, или hu­ma­ni­tas. Посколь­ку рабы из про­цес­са созда­ния антич­ной куль­ту­ры исклю­ча­лись, ста­ло раз­ви­вать­ся и обост­рять­ся про­ти­во­ре­чие меж­ду куль­ту­рой боль­шин­ства — эко­но­ми­че­ски и поли­ти­че­ски зави­си­мых сво­бод­ных людей, т. е. сво­бод­ных лишь напо­ло­ви­ну, и куль­ту­рой гос­под­ст­ву­ю­ще­го над ними мень­шин­ства. В Гре­ции этот про­цесс начал­ся в эпо­ху элли­низ­ма, у рим­лян — в пери­од позд­ней Рес­пуб­ли­ки. Т. о., и в антич­но­сти сосу­ще­ст­во­ва­ли две про­ти­во­по­лож­ные куль­ту­ры, что при­ве­ло к уси­ле­нию про­ти­во­ре­чий меж­ду прак­ти­че­ской куль­тур­ной дея­тель­но­стью (vi­ta ac­ti­va), харак­тер­ной для вре­ме­ни рас­цве­та Гре­ции и Рима, и дея­тель­но­стью по пре­иму­ще­ству тео­ре­ти­че­ской (vi­ta con­templa­ti­va), кото­рая осо­бен­но цени­лась в более позд­нее вре­мя. Это про­ти­во­ре­чие было опре­де­ля­ю­щим на про­тя­же­нии всей антич­но­сти и про­дол­жа­ло суще­ст­во­вать вплоть до ново­го вре­ме­ни.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: IMAGINES • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • КОНЪЕКТУРА • МАСТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА