Словарь античности

ЛИКТОРЫ (лат. li­ga­re — свя­зы­вать, спу­ты­вать), долж­ност­ные лица при выс­ших маги­ст­ра­тах и некото­рых жре­цах в Древ­нем Риме. В зави­си­мо­сти от ран­га каж­до­му маги­ст­ра­ту пола­га­лось опре­де­лить коли­че­ство лик­то­ров (дик­та­то­ру — 24, пре­то­ру — 6, кон­су­лу — 12, импе­ра­то­ру сна­ча­ла 12, со вре­мен Дио­кле­ти­а­на — 24). Воору­жен­ные фас­ци­я­ми, они шли впе­реди сопро­вож­да­е­мо­го, нес­ли охра­ну во вре­мя телес­ных нака­за­ний или смерт­ных каз­ней. Лик­то­ры были рим­ски­ми граж­да­на­ми (обыч­но из чис­ла воль­ноот­пу­щен­ни­ков). Инсти­тут лик­то­ров суще­ст­во­вал, по-види­мо­му, еще во вре­ме­на этрус­ских царей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: БАРДИЕИ • ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • КОНОПЛЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 31 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Деталь: ликтор. Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отправление императора на военную кампанию (profectio). Деталь: Марс. Рельеф A из палаццо Канчеллерия в Риме.
Лунский мрамор. 81—96 гг. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись императорского ликтора.
50 г. до н. э. —50 г. н. э.
Инв. № 262460
CIL 06, 01871.
Рим, Гробница Цецилии Метеллы, Крепость Каэтани, антикварий.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа с процессией с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст ликтора.
Мрамор. Начало II в. н. э.
Инв. № А 422.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст ликтора.
Мрамор. Начало II в. н. э.
Инв. № А 422.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 2)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут
Рим, 54 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) вправо, волосы скручены назад и собраны в узел позади и падают на шею; драгоценные камни в волосах надо лбом; на ней серьги в форме креста и ожерелье с подвесками; позади головы LIBERTAS. Граница из точек.
РЕВЕРС: BRVTVS (в нижнем поле). Луций Юний Брут, консул 509 г. до н. э., идущий влево, между двумя ликторами с фасциями; ему предшествует служитель (accensus). Граница из точек.
2. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIBERALITAS VII COS. IIII — ликтор (RIC: Щедрость (Liberalitas)) стоит влево, держит абак (abacus) в правой руке и фасцию на левом плече — в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА