Словарь античности

ЛИКТОРЫ (лат. li­ga­re — свя­зы­вать, спу­ты­вать), долж­ност­ные лица при выс­ших маги­ст­ра­тах и неко­то­рых жре­цах в Древ­нем Риме. В зави­си­мо­сти от ран­га каж­до­му маги­ст­ра­ту пола­га­лось опре­де­лить коли­че­ство лик­то­ров (дик­та­то­ру — 24, пре­то­ру — 6, кон­су­лу — 12, импе­ра­то­ру сна­ча­ла 12, со вре­мен Дио­кле­ти­а­на — 24). Воору­жен­ные фас­ци­я­ми, они шли впе­ре­ди сопро­вож­дае­мо­го, нес­ли охра­ну во вре­мя телес­ных нака­за­ний или смерт­ных каз­ней. Лик­то­ры были рим­ски­ми граж­да­на­ми (обыч­но из чис­ла воль­ноот­пу­щен­ни­ков). Инсти­тут лик­то­ров суще­ст­во­вал, по-види­мо­му, еще во вре­ме­на этрус­ских царей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • КОНОПЛЯ • БАГАУДЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ликторы.
Южная процессия (деталь).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Южная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник, поставленный Секстом Тицием Примом.
Мрамор.
I в. н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь с тремя фасциями в рельефе.
Акролит.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная процессия.
Плита с септемвирами.
Деталь.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа с процессией с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа с процессией с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагмент рельефа со сценой жертвоприношения с Алтаря Августова Благочестия.
43 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIBERALITAS VII COS. IIII — ликтор (RIC: Щедрость (Liberalitas стоит влево, держит абак (abacus) в правой руке и фасцию на левом плече — в левой руке.
2. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Рим, 54 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) вправо, волосы скручены назад и собраны в узел позади и падают на шею; драгоценные камни в волосах надо лбом; на ней серьги в форме креста и ожерелье с подвесками; позади головы LIBERTAS. Граница из точек.
РЕВЕРС: BRVTVS (в нижнем поле). Луций Юний Брут, консул 509 г. до н. э., идущий влево, между двумя ликторами с фасциями; ему предшествует служитель (accensus). Граница из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА