Словарь античности

ЛИКТОРЫ (лат. li­ga­re — свя­зы­вать, спу­ты­вать), долж­ност­ные лица при выс­ших маги­ст­ра­тах и неко­то­рых жре­цах в Древ­нем Риме. В зави­си­мо­сти от ран­га каж­до­му маги­ст­ра­ту пола­га­лось опре­де­лить коли­че­ство лик­то­ров (дик­та­то­ру — 24, пре­то­ру — 6, кон­су­лу — 12, импе­ра­то­ру сна­ча­ла 12, со вре­мен Дио­кле­ти­а­на — 24). Воору­жен­ные фас­ци­я­ми, они шли впе­ре­ди сопро­вож­дае­мо­го, нес­ли охра­ну во вре­мя телес­ных нака­за­ний или смерт­ных каз­ней. Лик­то­ры были рим­ски­ми граж­да­на­ми (обыч­но из чис­ла воль­ноот­пу­щен­ни­ков). Инсти­тут лик­то­ров суще­ст­во­вал, по-види­мо­му, еще во вре­ме­на этрус­ских царей.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БАРДИЕИ • ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • КОНОПЛЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
Серый мрамор.
1-я четверть II в. н. э.
Париж, Лувр.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная процессия.
Перечисление персонажей, изображенных на рельефе и их гипотетическая идентификация (рисунок С. Боргини и Р. Картани).
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
4. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Париж, Лувр.
5. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Скифос из Боскореальского клада. Сторона A: Триумфальная процессия Тиберия (Pompa Triumphalis).
Серебро.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст ликтора.
Мрамор.
Начало II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ликторы.
Южная процессия (деталь).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись ликтора.
CIL VI 1910.
Травертин. I—II вв. н. э.
Рим, Национальная галерея старинного искусства в палаццо Барберини.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная процессия.
Плита с септемвирами.
Деталь.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Рим, 54 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) вправо, волосы скручены назад и собраны в узел позади и падают на шею; драгоценные камни в волосах надо лбом; на ней серьги в форме креста и ожерелье с подвесками; позади головы LIBERTAS. Граница из точек.
РЕВЕРС: BRVTVS (в нижнем поле). Луций Юний Брут, консул 509 г. до н. э., идущий влево, между двумя ликторами с фасциями; ему предшествует служитель (accensus). Граница из точек.
2. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 152—153 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XVI — бюст Антонина Пия, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: LIBERALITAS VII COS. IIII — ликтор (RIC: Щедрость (Liberalitas стоит влево, держит абак (abacus) в правой руке и фасцию на левом плече — в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА