Античные писатели

САЛЬВИАН; Sal­via­nus, из Мас­си­лии, ок. 400 — после 470 гг. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель. Родил­ся, по-види­мо­му, в Тре­ви­зе; полу­чил рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние. Вско­ре после свадь­бы с языч­ни­цей Пал­ла­ди­ей вме­сте с женой посту­пил в мона­стырь на ост­ро­ве Лерин (совр. Сент-Оно­ре), где вос­пи­ты­вал двух сыно­вей сво­его дру­га Эвхе­рия, впо­след­ст­вии епи­ско­пов. После­дую­щие годы про­вел свя­щен­ни­ком в Мас­си­лии. Из мно­го­чис­лен­ных про­из­веде­ний Саль­ви­а­на, пере­чис­ля­е­мых Ген­на­ди­ем, кро­ме 9 писем (важ­ным с точ­ки зре­ния био­гра­фи­че­ских дета­лей явля­ет­ся пись­мо 4), сохра­ни­лись: К Церк­ви, или Про­тив алч­но­сти (Ad eccle­siam si­ve Ad­ver­sus ava­ri­tiam lib­ri IV) и исто­рио­гра­фи­че­ское про­из­веде­ние О Боже­ст­вен­ном про­виде­нии (De gu­ber­na­tio­ne Dei lib­ri VIII), в кото­ром недо­ста­ет окон­ча­ния. Пер­вое про­из­веде­ние, опуб­ли­ко­ван­ное под псев­до­ни­мом Тимо­фей меж­ду 435 и 439 гг. н. э., в фор­ме воз­зва­ния ко все­лен­ской Церк­ви, направ­ле­но про­тив богат­ства хри­сти­ан. Бес­по­ко­ясь о спа­се­нии души, Саль­ви­ан при­зы­ва­ет жерт­во­вать свое иму­ще­ство, а самое малое — отпи­сать его Церк­ви в заве­ща­нии. Во вто­ром про­из­веде­нии, напи­сан­ном после 440 г. н. э. и посвя­щен­ном вос­пи­тан­ни­ку Саль­ви­а­на Сало­нию, Саль­ви­ан высту­па­ет про­тив забве­ния тра­ди­ций нынеш­ни­ми хри­сти­а­на­ми, кото­рые — по его мне­нию — ответ­ст­вен­ны за несча­стья, обру­шив­ши­е­ся на рим­ское государ­ство. Бог заслу­жен­но кара­ет греш­ных хри­сти­ан рука­ми вар­ва­ров и языч­ни­ков (посколь­ку те все­гда жили в соот­вет­ст­вии с мораль­ны­ми пра­ви­ла­ми). Таким обра­зом, пора­же­ния хри­сти­ан явля­ют­ся дока­за­тель­ст­вом боже­ст­вен­но­го про­мыс­ла. О при­чи­нах несча­стий рим­ской импе­рии раз­мыш­ля­ли так­же Авгу­стин и Оро­зий. При­ме­ры из жиз­ни хри­сти­ан и нехри­сти­ан из раз­ных обще­ст­вен­ных сло­ев скла­ды­ва­ют­ся в живо­пис­ную кар­ти­ну жиз­ни и куль­ту­ры рим­ской импе­рии. Сочи­не­ния Саль­ви­а­на, осо­бен­но деталь­но опи­сы­ваю­щие жизнь Гал­лии и Афри­ки, а так­же втор­гав­ших­ся в эти стра­ны гер­ман­ских языч­ни­ков, несмот­ря на неко­то­рую тен­ден­ци­оз­ность (Саль­ви­ан иде­а­ли­зи­ру­ет вар­ва­ров и пори­ца­ет хри­сти­ан), явля­ют­ся цен­ным исто­ри­че­ским источ­ни­ком.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА