Словарь античности

ЛУКРЕЦИЙ КАР (око­ло 96—55 до н. э.), поэт и фило­соф-мате­ри­а­лист, наи­бо­лее выдаю­щий­ся пред­ста­ви­тель тео­рии ато­ми­сти­ки в Древ­нем Риме, после­до­ва­тель уче­ния Эпи­ку­ра. О жиз­ни Лукре­ция Кара извест­но очень мало. В напи­сан­ной в тра­ди­ции дидак­ти­че­ско­го эпо­са поэ­ме «De re­rum na­tu­ra» («О при­ро­де вещей») он изла­га­ет основ­ные поло­же­ния фило­соф­ской систе­мы Эпи­ку­ра. Из всех сочи­не­ний антич­ных мате­ри­а­ли­стов пол­но­стью сохра­ни­лась толь­ко эта поэ­ма. Лукре­ций Кар поста­вил сво­ей целью рас­про­стра­нить фило­соф­ское уче­ние, кото­рое мог­ло бы помочь чело­ве­ку достичь душев­но­го покоя и невоз­му­ти­мо­сти, изба­вить его от стра­ха перед бога­ми и смер­тью. В его пони­ма­нии эти стра­хи объ­яс­ня­лись тем, что чело­век не ведал, какое место ему отведе­но в мире, чем объ­яс­ня­ют­ся при­род­ные про­цес­сы и како­ва сущ­ность богов и души. Поэто­му, мате­ри­а­ли­сти­че­ски объ­яс­няя все суще­ст­ву­ю­щее, мож­но осво­бо­дить разум и чув­ства чело­ве­ка от стра­ха и суе­ве­рия. В осно­ве создан­ной Лукре­ци­ем Каром кар­ти­ны мира лежа­ли ато­ми­сти­че­ская тео­рия, уче­ние о смерт­но­сти души и пред­став­ле­ние о том, что при­ро­да не зави­сит от воли богов. Одна­ко если при объ­яс­не­нии при­род­ных явле­ний Лукре­ций Кар в основ­ном сле­до­вал Эпи­ку­ру, то про­цесс воз­ник­но­ве­ния обще­ства он объ­яс­нял по-сво­е­му. Он не при­зы­вал сле­до­вать «lathe bio­sas» Эпи­ку­ра, а про­яв­лял инте­рес к обще­ст­вен­но-поли­ти­че­ской жиз­ни, клей­мил позо­ром упа­док нра­вов выс­ших сло­ев и отвер­гал вой­ну с ее ужа­са­ми, кото­рые толь­ко усу­губ­ля­ют­ся по мере раз­ви­тия мате­ри­аль­ной куль­ту­ры и тех­ни­ки. Лукре­ций Кар пытал­ся с мате­ри­а­ли­сти­че­ских пози­ций объ­яс­нить воз­ник­но­ве­ние чело­ве­че­ско­го обще­ства и куль­ту­ры. Пер­во­быт­ные люди были похо­жи на живот­ных — не уме­ли раз­го­ва­ри­вать, не обла­да­ли мыш­ле­ни­ем, не зна­ли, что им сле­ду­ет объ­еди­нить­ся в общи­ну. Все это дал им при­об­ре­тен­ный опыт. Государ­ство же воз­ник­ло вслед­ст­вие есте­ствен­но­го дого­во­ра. В его пони­ма­нии, чело­ве­че­ский разум — дви­га­тель обще­ст­вен­но­го раз­ви­тия. Труд Лукре­ция Кара имел огром­ное зна­че­ние. В наши дни он явля­ет­ся основ­ным источ­ни­ком по изу­че­нию антич­ной ато­ми­сти­ки, преж­де все­го эпи­ку­ре­из­ма.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРИСТИКИ, ЕРИСТИКИ • ЭРАСИСТРАТ, ЕРАСИСТРАТ • ЭРИАНТ, ЭРИАНФ • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА