Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́ТА

Ate, Ἄτη, боги­ня, оли­це­тво­ряв­шая собой ослеп­ле­ние, веду­щее к гре­ху и через то к поги­бе­ли. У Гоме­ра она назы­ва­ет­ся бла­го­род­ной доче­рью Зев­са. Это была губи­тель­ная, быст­ро­но­гая боги­ня, дви­гаю­ща­я­ся ско­ры­ми, не при­ка­саю­щи­ми­ся к зем­ле шага­ми над голо­ва­ми людей. Даже Зевс под­верг­ся ее дей­ст­вию и одна­жды под вли­я­ни­ем ее про­из­нес необ­ду­ман­ное сло­во отно­си­тель­но пред­сто­яв­ше­го рож­де­ния Герак­ла, вслед­ст­вие чего Еври­сфей полу­чил пред­на­зна­чав­шу­ю­ся Герак­лу власть в Арго­се. Раз­гне­ван­ный этим Зевс схва­тил Ату за ноги и сбро­сил с Олим­па; тогда она ста­ла вредить людям. Hom. Il. 19, 91 слл. Литы (Λι­ταί, молит­вы) мед­лен­но идут по ее следам и ста­ра­ют­ся испра­вить то, что она повреди­ла. Il. 9, 502. У тра­ги­ков Ата судья и мсти­тель­ни­ца за дур­ные дела, подоб­ная Неме­сиде и Ери­ни­ям. Soph. Ant. 614. 625. Геси­од (Theog. 230) назы­ва­ет ее доче­рью Ериды.

См. также:
АТА (Словарь античности)
АТА (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 174.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ДОР • ДРИОП • ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА