Мифы народов мира

АЛКМЕ́ОН (Ἀλκμαίων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын Амфи­а­рая и Эри­фи­лы, пред­во­ди­тель похо­да эпи­го­нов. Вынуж­ден­ный при­нять уча­стие в похо­де семе­рых про­тив Фив из-за пре­да­тель­ства под­куп­лен­ной Поли­ни­ком Эри­фи­лы, Амфи­а­рай, поги­бая, заве­щал Алк­мео­ну воз­гла­вить вой­ско эпи­го­нов не рань­ше, чем он ото­мстит за него мате­ри; поэто­му Алк­ме­он, достиг­нув зре­ло­сти, убил Эри­фи­лу, но затем впал в безу­мие, от кото­ро­го был исце­лён бога­ми. Эта древ­ней­шая вер­сия мифа состав­ля­ла, оче­вид­но, содер­жа­ние несо­хра­нив­шей­ся эпи­че­ской поэ­мы «Алк­мео­ниды», в то вре­мя как более позд­ние источ­ни­ки чаще отно­сят убий­ство Эри­фи­лы ко вре­ме­ни воз­вра­ще­ния Алк­мео­на из похо­да эпи­го­нов и осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ют его ски­та­ни­ям в поис­ках очи­ще­ния от про­ли­той кро­ви мате­ри и избав­ле­ния от безу­мия. По вер­сии, раз­ра­ботан­ной Еври­пидом (в несо­хра­нив­шей­ся тра­гедии «Алк­ме­он в Псо­фиде»), Алк­мео­на очи­стил царь Фегей, на доче­ри кото­ро­го Алфе­си­бее (или Арси­ное) Алк­ме­он женил­ся. Но вско­ре им сно­ва овла­де­ло безу­мие, и после дол­гих стран­ст­вий он ока­зал­ся на ост­ро­ве, обра­зо­вав­шем­ся в устье Ахе­лоя бла­го­да­ря реч­ным нано­сам, и там успо­ко­ил­ся, ибо всё про­изо­шло соглас­но пред­ска­за­нию, что он обре­тёт спо­кой­ст­вие лишь на той зем­ле, кото­рая не суще­ст­во­ва­ла ещё в момент совер­ше­ния убий­ства мате­ри. Здесь он женил­ся на Кал­ли­рое, доче­ри реч­но­го бога Ахе­лоя. Со вре­ме­нем Кал­ли­роя ста­ла тре­бо­вать от мужа оже­ре­лье Гар­мо­нии, кото­рое он рань­ше пода­рил Алфе­си­бее. Алк­ме­он отпра­вил­ся в Псо­фиду и стал про­сить оже­ре­лье под пред­ло­гом, что соби­ра­ет­ся его посвя­тить дель­фий­ско­му ора­ку­лу. Одна­ко обман Алк­мео­на рас­крыл­ся и он был убит либо самим Феге­ем, либо его сыно­вья­ми. Источ­ни­ком это­го мифа, види­мо, послу­жи­ло мест­ное ска­за­ние, посколь­ку в Псо­фиде ещё в исто­ри­че­ское вре­мя пока­зы­ва­ли моги­лу Алк­мео­на (Paus. VIII 24, 7).

Осо­бым вари­ан­том мифа об Алк­меоне явля­лась исто­рия, соста­вив­шая содер­жа­ние позд­ней тра­гедии Еври­пида «Алк­ме­он в Корин­фе» (не сохра­ни­лась). В ней изо­бра­жа­лась связь Алк­мео­на с Ман­то, родив­шей ему дво­их детей, вынуж­ден­ная раз­лу­ка с ними и после­дую­щее узна­ва­ние. У тра­ги­че­ско­го поэта Асти­да­ман­та (4 в. до н. э.) вза­им­ное неведе­ние при­во­ди­ло к кро­во­сме­си­тель­ной свя­зи Алк­мео­на с доче­рью (Aris­tot. Poet. 14 p. 1453 в 33).

В. Н. Ярхо

Сюже­ты мифа лег­ли в осно­ву ряда тра­гедий 17—18 вв. («Алк­ме­он» А. Арди; «Эри­фи­ла» Воль­те­ра и др.); осо­бую популяр­ность при­об­ре­ли они в музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве (око­ло 30 опер, в т. ч. «Арси­ноя» П. Фран­че­ски­ни; «Эри­фи­ла» О. Ариости; «Арси­ноя» Р. Кай­зе­ра, «Арси­ноя» А. Каль­да­ры, «Эри­фи­ла» И. Мыс­ли­ве­че­ка, «Эри­фи­ла» А. Сак­ки­ни).

См. также:
АЛКМЕОН (Словарь античности)
АЛКМЕОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 60.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА