Мифы народов мира

АМФИТРИО́Н (Ἀμφιτ­ρύων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын тиринф­ско­го царя Алкея и доче­ри Пело­па Асти­да­мии, внук Пер­сея. Амфи­т­ри­он при­нял уча­стие в войне про­тив оби­тав­ших на ост­ро­ве Тафос теле­бо­ев, кото­рую вёл его дядя микен­ский царь Элек­три­он. В этой войне погиб­ли сыно­вья Элек­три­о­на. Отправ­ля­ясь в поход, Элек­три­он пору­чил Амфи­т­ри­о­ну управ­ле­ние государ­ст­вом и дочь Алк­ме­ну. Во вре­мя про­во­дов Амфи­т­ри­он неча­ян­но убил царя дубин­кой, бро­шен­ной в коро­ву, и ему при­шлось бежать из Микен, взяв Алк­ме­ну и её млад­ше­го бра­та (Apol­lod. II 4, 6). Они нашли при­ют у фиван­ско­го царя Кре­он­та, кото­рый очи­стил Амфи­т­ри­о­на от гре­ха неча­ян­но­го убий­ства. Алк­ме­на согла­ша­лась стать его женой толь­ко после того, как он ото­мстит теле­бо­ям за смерть её бра­тьев. Кре­онт обе­щал Амфи­т­ри­о­ну помощь в войне с теле­бо­я­ми, если он уни­что­жит разо­ряв­шую окрест­но­сти Фив сви­ре­пую тевмес­скую лису, ухо­див­шую от всех пре­сле­до­ва­те­лей. Зна­ме­ни­тый афин­ский охот­ник Кефал одол­жил Амфи­т­ри­о­ну чудес­ную соба­ку, дого­няв­шую любо­го зве­ря. Состя­за­ние меж­ду зве­рем, кото­ро­го никто не мог пой­мать, и соба­кой, от кото­рой никто не мог убе­жать, завер­ши­лось реше­ни­ем Зев­са пре­вра­тить обо­их живот­ных в кам­ни (Paus. IX 19, 1). Зару­чив­шись под­держ­кой Кре­он­та, Кефа­ла и дру­гих геро­ев, Амфи­т­ри­он опу­сто­шал ост­ро­ва теле­бо­ев, но сто­ли­цу нель­зя было захва­тить, пока там пра­вил Пте­ре­лай, кото­ро­го Посей­дон сде­лал бес­смерт­ным, вырас­тив на его голо­ве один золо­той волос (Apol­lod. II 4, 5—7). Дочь Пте­ре­лая Коме­то, влю­бив­шись в Амфи­т­ри­о­на, вырва­ла у отца этот волос, отче­го тот умер, и обес­пе­чи­ла тем самым победу фиван­цам. Амфи­т­ри­он захва­тил все ост­ро­ва теле­бо­ев; убив Коме­то и захва­тив добы­чу, он отплыл в Фивы. Пока Амфи­т­ри­он отсут­ст­во­вал, Зевс, при­няв его образ, явил­ся к Алк­мене и от него она зача­ла Герак­ла. Амфи­т­ри­он узнал о неволь­ной измене жены, но при­ми­рил­ся с ней; Алк­ме­на одно­вре­мен­но роди­ла Ифик­ла от Амфи­т­ри­о­на и Герак­ла от Зев­са. Амфи­т­ри­он полю­бил обо­их сыно­вей и был учи­те­лем Герак­ла в искус­стве вожде­ния колес­ни­цы. Когда миний­цы — жите­ли бео­тий­ско­го Орхо­ме­на нало­жи­ли на Фивы дань, Амфи­т­ри­он отваж­но сра­жал­ся вме­сте с Герак­лом про­тив них и погиб в этой войне (He­ro­dot. V 59; Apol­lod. II 4, 11).

М. Н. Бот­вин­ник

Из всех сюжет­ных линий мифа об Амфи­т­ри­оне дра­ма­тур­гия вос­при­ня­ла одну: соше­ст­вие Зев­са на зем­лю в обли­ке Амфи­т­ри­о­на для того, чтобы добить­ся вза­им­но­сти Алк­ме­ны. К мифу обра­ща­лись мно­гие гре­че­ские авто­ры (Эсхил, Софокл, Еври­пид и др.), но ни одно из их про­из­веде­ний не сохра­ни­лось. Широ­кую популяр­ность обре­ла комедия Плав­та «Амфи­т­ри­он»; созда­ва­лось мно­го пере­во­дов и пере­де­лок этой комедии (осо­бен­но в 15—16 вв.). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные из интер­пре­та­ций: в 17 в. — «Два Созия» (у Плав­та Мер­ку­рий дей­ст­ву­ет в обра­зе Созия, слу­ги Амфи­т­ри­о­на Ж. Рот­ру; «Амфи­т­ри­он» Молье­ра; «Амфи­т­ри­он, или Два Созия» Дж. Драй­де­на; в 18—19 вв. «Амфи­т­ри­он» Г. Клей­ста; в 20 в. — «Амфи­т­ри­он 38» Ж. Жиро­ду; «Два­жды Амфи­т­ри­он» Г. Кай­зе­ра; «В доме пере­но­че­вал бог» Г. Фигей­реду. Миф послу­жил сюже­том немно­гих опер в 17—19 вв. («Юпи­тер и Алк­ме­на» Н. А. Штрунг­ка; «Амфи­т­ри­он» Ф. Гас­па­ри­ни; «Амфи­т­ри­он» А. Гре­три); сре­ди опер 20 в. наи­бо­лее зна­чи­тель­на «Фиван­ская кукуш­ка» Э. Вольф-Ферра­ри.

См. также:
АМФИТРИОН (Словарь античности)
АМФИТРИОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 73.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска.
45—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска из экседры дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА