Мифы народов мира

АМФИТРИО́Н (Ἀμφιτ­ρύων), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын тиринф­ско­го царя Алкея и доче­ри Пело­па Асти­да­мии, внук Пер­сея. Амфи­т­ри­он при­нял уча­стие в войне про­тив оби­тав­ших на ост­ро­ве Тафос теле­бо­ев, кото­рую вёл его дядя микен­ский царь Элек­три­он. В этой войне погиб­ли сыно­вья Элек­три­о­на. Отправ­ля­ясь в поход, Элек­три­он пору­чил Амфи­т­ри­о­ну управ­ле­ние государ­ст­вом и дочь Алк­ме­ну. Во вре­мя про­во­дов Амфи­т­ри­он неча­ян­но убил царя дубин­кой, бро­шен­ной в коро­ву, и ему при­шлось бежать из Микен, взяв Алк­ме­ну и её млад­ше­го бра­та (Apol­lod. II 4, 6). Они нашли при­ют у фиван­ско­го царя Кре­он­та, кото­рый очи­стил Амфи­т­ри­о­на от гре­ха неча­ян­но­го убий­ства. Алк­ме­на согла­ша­лась стать его женой толь­ко после того, как он ото­мстит теле­бо­ям за смерть её бра­тьев. Кре­онт обе­щал Амфи­т­ри­о­ну помощь в войне с теле­бо­я­ми, если он уни­что­жит разо­ряв­шую окрест­но­сти Фив сви­ре­пую тевмес­скую лису, ухо­див­шую от всех пре­сле­до­ва­те­лей. Зна­ме­ни­тый афин­ский охот­ник Кефал одол­жил Амфи­т­ри­о­ну чудес­ную соба­ку, дого­няв­шую любо­го зве­ря. Состя­за­ние меж­ду зве­рем, кото­ро­го никто не мог пой­мать, и соба­кой, от кото­рой никто не мог убе­жать, завер­ши­лось реше­ни­ем Зев­са пре­вра­тить обо­их живот­ных в кам­ни (Paus. IX 19, 1). Зару­чив­шись под­держ­кой Кре­он­та, Кефа­ла и дру­гих геро­ев, Амфи­т­ри­он опу­сто­шал ост­ро­ва теле­бо­ев, но сто­ли­цу нель­зя было захва­тить, пока там пра­вил Пте­ре­лай, кото­ро­го Посей­дон сде­лал бес­смерт­ным, вырас­тив на его голо­ве один золо­той волос (Apol­lod. II 4, 5—7). Дочь Пте­ре­лая Коме­то, влю­бив­шись в Амфи­т­ри­о­на, вырва­ла у отца этот волос, отче­го тот умер, и обес­пе­чи­ла тем самым победу фиван­цам. Амфи­т­ри­он захва­тил все ост­ро­ва теле­бо­ев; убив Коме­то и захва­тив добы­чу, он отплыл в Фивы. Пока Амфи­т­ри­он отсут­ст­во­вал, Зевс, при­няв его образ, явил­ся к Алк­мене и от него она зача­ла Герак­ла. Амфи­т­ри­он узнал о неволь­ной измене жены, но при­ми­рил­ся с ней; Алк­ме­на одно­вре­мен­но роди­ла Ифик­ла от Амфи­т­ри­о­на и Герак­ла от Зев­са. Амфи­т­ри­он полю­бил обо­их сыно­вей и был учи­те­лем Герак­ла в искус­стве вожде­ния колес­ни­цы. Когда миний­цы — жите­ли бео­тий­ско­го Орхо­ме­на нало­жи­ли на Фивы дань, Амфи­т­ри­он отваж­но сра­жал­ся вме­сте с Герак­лом про­тив них и погиб в этой войне (He­ro­dot. V 59; Apol­lod. II 4, 11).

М. Н. Бот­вин­ник

Из всех сюжет­ных линий мифа об Амфи­т­ри­оне дра­ма­тур­гия вос­при­ня­ла одну: соше­ст­вие Зев­са на зем­лю в обли­ке Амфи­т­ри­о­на для того, чтобы добить­ся вза­им­но­сти Алк­ме­ны. К мифу обра­ща­лись мно­гие гре­че­ские авто­ры (Эсхил, Софокл, Еври­пид и др.), но ни одно из их про­из­веде­ний не сохра­ни­лось. Широ­кую популяр­ность обре­ла комедия Плав­та «Амфи­т­ри­он»; созда­ва­лось мно­го пере­во­дов и пере­де­лок этой комедии (осо­бен­но в 15—16 вв.). Наи­бо­лее зна­чи­тель­ные из интер­пре­та­ций: в 17 в. — «Два Созия» (у Плав­та Мер­ку­рий дей­ст­ву­ет в обра­зе Созия, слу­ги Амфи­т­ри­о­на Ж. Рот­ру; «Амфи­т­ри­он» Молье­ра; «Амфи­т­ри­он, или Два Созия» Дж. Драй­де­на; в 18—19 вв. «Амфи­т­ри­он» Г. Клей­ста; в 20 в. — «Амфи­т­ри­он 38» Ж. Жиро­ду; «Два­жды Амфи­т­ри­он» Г. Кай­зе­ра; «В доме пере­но­че­вал бог» Г. Фигей­реду. Миф послу­жил сюже­том немно­гих опер в 17—19 вв. («Юпи­тер и Алк­ме­на» Н. А. Штрунг­ка; «Амфи­т­ри­он» Ф. Гас­па­ри­ни; «Амфи­т­ри­он» А. Гре­три); сре­ди опер 20 в. наи­бо­лее зна­чи­тель­на «Фиван­ская кукуш­ка» Э. Вольф-Ферра­ри.

См. также:
АМФИТРИОН (Словарь античности)
АМФИТРИОН (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 73.
См. по теме: ДИОР • ДИРЫ • ДОР • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска из экседры дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска.
45—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА