Мифы народов мира

АНДРОМА́ХА (Ἀνδρο­μαχη), в гре­че­ской мифо­ло­гии супру­га Гек­то­ра. Отцом Анд­ро­ма­хи был Ээти­он, царь мисий­ско­го горо­да Фивы Пла­кий­ские. Во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны Фивы были взя­ты и разо­ре­ны Ахил­лом, кото­рый убил Ээти­о­на и семе­рых бра­тьев Анд­ро­ма­хи (Hom. Il. VI 413—428). В «Илиа­де» Анд­ро­ма­ха пред­став­ле­на вер­ной и любя­щей женой Гек­то­ра, пред­чув­ст­ву­ю­щей гро­зя­щую ему опас­ность (в сцене про­ща­ния Гек­то­ра с Анд­ро­ма­хой — VI 370—502) и горь­ко опла­ки­ваю­щей мужа после его смер­ти (XXII 437—515; XXIV 723—746). После взя­тия Трои ахей­ца­ми Анд­ро­ма­ха лиша­ет­ся сво­его един­ст­вен­но­го сына Асти­а­нак­та и как плен­ни­ца сына Ахил­ла Неопто­ле­ма (Пир­ра) сле­ду­ет за ним в Гре­цию. В тра­гедии Еври­пида «Анд­ро­ма­ха» изо­бра­же­на её горь­кая доля и при­тес­не­ния со сто­ро­ны жены Неопто­ле­ма Гер­ми­о­ны. После гибе­ли Неопто­ле­ма в Дель­фах Анд­ро­ма­ха пере­се­ля­ет­ся в Эпир вме­сте с Еле­ном, чьей женой она ста­но­вит­ся. В Эпи­ре Анд­ро­ма­ху заста­ёт во вре­мя сво­их стран­ст­вий Эней (Verg. Aen. III 294 след.). От Неопто­ле­ма Анд­ро­ма­ха име­ла трёх сыно­вей, в т. ч. Молос­са (героя-эпо­ни­ма цар­ства молос­сов в Эпи­ре) и Пер­га­ма; вме­сте с Пер­га­мом Анд­ро­ма­ха после смер­ти Еле­на вер­ну­лась в свою род­ную зем­лю Мисию, где Пер­гам осно­вал город, назван­ный его име­нем. В исто­ри­че­ское вре­мя здесь суще­ст­во­ва­ло свя­ти­ли­ще, посвя­щён­ное Анд­ро­ма­хе (Paus. I 11, 2).

В. Н. Ярхо

Сце­на про­ща­ния Гек­то­ра с Анд­ро­ма­хой вопло­ща­лась в антич­ном изо­бра­зи­тель­ном искус­стве, с 15 в. — в евро­пей­ском искус­стве (вна­ча­ле в книж­ной мини­а­тю­ре, затем в живо­пи­си: Г. Лересс, А. Куа­пель, Дж. Б. Тье­по­ло и др.; в Рос­сии в 18 в. — А. П. Лосен­ко «Про­ща­ние Гек­то­ра и Анд­ро­ма­хи»); в 17—18 вв. полу­чил рас­про­стра­не­ние сюжет «скор­бя­щая Анд­ро­ма­ха» (Ж. Л. Давид, Э. Вех­тер и др.).

В евро­пей­ской дра­ма­тур­гии 17—18 вв. созда­ны тра­гедии: «Анд­ро­ма­ха» Раси­на, «Анд­ро­ма­ха» А. Дзе­но (послу­жи­ла либ­рет­то для ряда ита­льян­ских опер) и др., в 20 в. «Анд­ро­ма­ха» Э. Поссар­та, «Пирр и Анд­ро­ма­ха» Ф. Брук­не­ра и др.

В 18 — нач. 19 вв.: св. 20 опер — «Анд­ро­ма­ха» Н. Пор­по­ры, А. Сак­ки­ни, А. М. Гре­три, Дж. Паи­зи­ел­ло, «Асти­а­накт» Дж. Б. Бонон­чи­ни, Л. Вин­чи, Н. Йом­мел­ли, Р. Крей­це­ра и др. В 20 в. — «Анд­ро­ма­ха» К. Сен-Сан­са (музы­ка к поста­нов­ке тра­гедии Раси­на), «Про­ща­ние Анд­ро­ма­хи» С. Бар­бе­ра (сим­фо­ни­че­ская поэ­ма) и др.

См. также:
АНДРОМАХА (Словарь античности)
АНДРОМАХА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2 томах). Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1980. Т. I, с. 81—82.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ • ЭРИГОНА, ЕРИГОНА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Елена и Андромаха с младенцем Астианактом на руках оплакивают гибель Гектора.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами осады Трои (фронтальная панель)
Проконнесский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Плачущие троянки. Правая боковая панель саркофага со сценами осады Трои.
Проконнесский мрамор. Середина II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
5. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Геракла с амазонками.
Шейная амфора чернофигурная. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА