Словарь античности

МАНИХЕЙСТВО, про­ник­ну­тое гно­сти­че­ски­ми иде­я­ми рели­ги­оз­ное уче­ние, создан­ное Мани. В кон. 4 в. мани­хей­ство наряду с хри­сти­ан­ст­вом явля­лось основ­ной рели­ги­ей эпо­хи позд­ней антич­но­сти, а наве­ян­ные им идеи в Евро­пе в даль­ней­шем раз­ви­ва­ли ката­ры, бого­милы, аль­би­гой­цы. Сочи­не­ния, изла­гаю­щие осно­вы мани­хей­ства, были обна­ру­же­ны в ходе немец­кой экс­пе­ди­ции в нача­ле наше­го сто­ле­тия в Тур­ке­стане, где это уче­ние до 840 счи­та­лось офи­ци­аль­ной рели­ги­ей, на тюрк­ском, уйгур­ском, сог­дий­ском язы­ках, а после того, как была най­де­на мани­хей­ская биб­лио­те­ка в Мединет-Мади (Еги­пет), так­же и на копт­ском язы­ке. По мани­хей­ству, царь тьмы при напа­де­нии на цар­ство све­та поло­нил его часть и теперь идет борь­ба за осво­бож­де­ние поло­нен­но­го све­та. Избав­ле­ние воз­мож­но толь­ко для того, кто с помо­щью Хри­ста или Мани позна­ет, что он заклю­ча­ет в себе эле­мен­ты све­та, и с помо­щью стро­гой аске­зы может вырвать­ся из тем­ни­цы к све­ту, а дру­гие погиб­нут во вре­мя послед­не­го все­мир­но­го пожа­ра. Слу­ша­те­ли — катеху­ме­ны, на пожерт­во­ва­ния кото­рых живут веду­щие аске­ти­че­ский образ жиз­ни избран­ни­ки, — смо­гут очи­стить­ся путем воз­рож­де­ния. Для мани­хей­ско­го куль­та харак­тер­но отсут­ст­вие изо­бра­же­ний бога, его смысл в молит­вах и постах. Глав­ный рели­ги­оз­ный празд­ник — празд­не­ство Бема в память о стра­да­ни­ях Мани.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЕТА • МАНДЕИ • АГАЛЬМА • МАНТИКА •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА