Словарь античности

МАЯК. После пре­вра­ще­ния Алек­сан­дрии в наи­бо­лее ожив­лен­ный центр мор­ской тор­гов­ли пто­ле­ме­ев­ско­го Егип­та сле­до­ва­ло рас­счи­ты­вать на при­бы­тие в него и ночью зна­чи­тель­но­го чис­ла кораб­лей. Это вызва­ло необ­хо­ди­мость стро­и­тель­ства мая­ка, посколь­ку раз­жи­га­ние кост­ров на побе­ре­жье, как это дела­ли афи­няне в 5 в. до н. э., в усло­ви­ях уси­лен­но­го раз­ви­тия море­ход­ства было недо­ста­точ­ной мерой. Наи­бо­лее типич­ным для антич­ной эпо­хи был Фарос­ский маяк, ука­зы­вав­ший путь в Алек­сан­дрий­скую гавань. В его верх­нем эта­же посто­ян­но горел костер. В наши дни про­дол­жа­ет дей­ст­во­вать 41-мет­ро­вый маяк в Бри­ган­тии (совре­мен­ная Ла-Кору­нья; севе­ро-запад­ная часть Испа­нии), постро­ен­ный Сер­ви­ем Лупу­сом око­ло 100.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БАРДИЕИ • ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
2. АРХИТЕКТУРА. Египет.
Фарос Александрии. Реконструкция.
Александрия.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф.
Мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии. Деталь.
Мрамор. Ок. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии.
Мрамор. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
7. МОЗАИКА. Рим.
Сцена в порту.
Стеклянная паста.
II—III вв. н. э.
Рим, Муниципальный антикварий Целийского холма.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
3. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: IMP. COMMODVS AVG. PIVS FELIX — драпированный бюст Коммода, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VOTIS FELICIBVS — Коммод, с покрытой головой, совершает жертвоприношение на алтаре-треножнике у входа в порт, к которому подходит пять кораблей; у треножника стоит помогающий императору жрец. Справа маяк и ниже, на побережье — убитый бык.
4. Драхма, медь
Адриан
Александрия, 132—133 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΚΑΙC ΤΡΑΙΑΝ ΑΔΡΙΑΝΟC CΕΒ — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Исида Фария стоит, обращенная вправо, перед Фаросом Александрийским, держит систр и надутый парус.
В обрезе: Λ ΙΖ (= 17-й год правления).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА