Словарь античности

МАЯК. После пре­вра­ще­ния Алек­сан­дрии в наи­бо­лее ожив­лен­ный центр мор­ской тор­гов­ли пто­ле­ме­ев­ско­го Егип­та сле­до­ва­ло рас­счи­ты­вать на при­бы­тие в него и ночью зна­чи­тель­но­го чис­ла кораб­лей. Это вызва­ло необ­хо­ди­мость стро­и­тель­ства мая­ка, посколь­ку раз­жи­га­ние кост­ров на побе­ре­жье, как это дела­ли афи­няне в 5 в. до н. э., в усло­ви­ях уси­лен­но­го раз­ви­тия море­ход­ства было недо­ста­точ­ной мерой. Наи­бо­лее типич­ным для антич­ной эпо­хи был Фарос­ский маяк, ука­зы­вав­ший путь в Алек­сан­дрий­скую гавань. В его верх­нем эта­же посто­ян­но горел костер. В наши дни про­дол­жа­ет дей­ст­во­вать 41-мет­ро­вый маяк в Бри­ган­тии (совре­мен­ная Ла-Кору­нья; севе­ро-запад­ная часть Испа­нии), постро­ен­ный Сер­ви­ем Лупу­сом око­ло 100.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: БАРДИЕИ • ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Египет.
Фарос Александрии. Реконструкция.
Александрия.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Вотивный рельеф.
Мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии. Деталь.
Мрамор. Ок. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена в гавани Клавдия в Остии.
Мрамор. 200 г.
Рим, Музей Торлония.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с портовой сценой.
Греческий мрамор.
180—190 гг.
Рим, Музей Торлония.
7. МОЗАИКА. Рим.
Сцена в порту.
Стеклянная паста.
II—III вв. н. э.
Рим, Муниципальный антикварий Целийского холма.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево; в точке опоры бюста небольшой шар.
РЕВЕРС: PORT. AVG. — вид порта Остии с высоты птичьего полета. Вверху — маяк, увенчанный статуей Нептуна со скипетром; внизу — возлежащая влево фигура Тибра, правой рукой держащего корабельный руль, левой — дельфина; слева — пирс в форме полумесяца с портиком различной длины, оканчивающийся фигурой, совершающей жертвоприношение у алтаря и зданием; справа — ряд волнорезов или эллингов в форме полумесяца; в центральной части порта восемь судов.
Вверху, слева и справа: S. C.
3. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: IMP. COMMODVS AVG. PIVS FELIX — драпированный бюст Коммода, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VOTIS FELICIBVS — Коммод, с покрытой головой, совершает жертвоприношение на алтаре-треножнике у входа в порт, к которому подходит пять кораблей; у треножника стоит помогающий императору жрец. Справа маяк и ниже, на побережье — убитый бык.
4. Драхма, медь
Адриан
Александрия, 132—133 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΚΑΙC ΤΡΑΙΑΝ ΑΔΡΙΑΝΟC CΕΒ — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Исида Фария стоит, обращенная вправо, перед Фаросом Александрийским, держит систр и надутый парус.
В обрезе: Λ ΙΖ (= 17-й год правления).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА