Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БЕЛЛЕРОФО́НТ

Bel­le­rophon­tes или Bel­lerŏphon, Βελ­λε­ροφόν­της, Βελ­λε­ροφῶν, сын коринф­ско­го царя Глав­ка, внук Сиси­фа или сын Посей­до­на, люби­мый бога­ми, бла­го­род­ный, муже­ст­вен­ный герой. Его насто­я­щее имя было Гип­по­ной, но Бел­ле­ро­фон­том назы­вал­ся он, по пре­да­нию, пото­му, что он убил корин­фя­ни­на Бел­ле­ра. Вслед­ст­вие это­го убий­ства он бежал в Аргос к царю Прой­ту; этот, пове­рив сво­ей супру­ге Антее, окле­ве­тав­шей юно­шу, послал его к сво­е­му тестю, ликий­ско­му царю Иоба­ту, с пору­че­ни­ем пере­дать пись­мо, напи­сан­ное зна­ка­ми (σή­ματα λυγ­ρά, Il. 6, 168), тре­бу­ю­щи­ми смерть Бел­ле­ро­фон­та. Иобат не хотел уби­вать его сам, но пору­чил ему побо­роть Химе­ру (см. Chi­mae­ra). Бел­ле­ро­фонт победил чудо­ви­ще с помо­щью кры­ла­то­го коня Пега­са. После это­го он победил еще, по пору­че­нию Иоба­та, соли­мов и ама­зо­нок и, на обрат­ном пути, устро­ен­ную Иоба­том заса­ду из храб­рей­ших ликий­цев. Тогда Иобат узнал его боже­ское про­ис­хож­де­ние, отдал ему в супру­же­ство свою дочь (Фило­ною, Анти­клею, Кас­сан­дру), кото­рая роди­ла ему Исанд­ра, Гип­по­ло­ха и Лаода­мею, и разде­лил с ним власть. Впо­след­ст­вии Бел­ле­ро­фонт сде­лал­ся нена­ви­стен богам и блуж­дал, снедае­мый печа­лью, убе­гая от людей по алей­ско­му полю (от ἀλάομαι). По Пин­да­ру, он навлек на себя нена­висть богов тем, что захо­тел под­нять­ся на Пега­се на небо. Зевс довел коня посред­ст­вом ово­да до бешен­ства, Бел­ле­ро­фонт упал и сде­лал­ся хро­мым и сле­пым. Il. 6, 152 слл. Pind. ol. 13, 60 слл. isthm. 7, 44. У Гоме­ра Пройт — вла­сти­тель Корин­фа, близ­кий род­ст­вен­ник Бел­ле­ро­фон­та (его отец Фер­зандр был бра­том Глав­ка, Paus. 2, 4, 3. 10, 30, 3), лишив­ший фами­лию Бел­ле­ро­фон­та вла­сти. Позд­ней­шие, и имен­но сна­ча­ла, веро­ят­но, тра­ги­ки, заме­ни­ли корин­фя­ни­на Прой­та, потом­ка Сиси­фа, арги­вя­ни­ном или тирин­фий­цем Прой­том, сыном Абан­та, и изо­бре­ли убий­ство Бел­ле­ра, чтобы най­ти при­чи­ну, по кото­рой Бел­ле­ро­фонт бежал из Корин­фа в Аргос. Бел­ле­ро­фон­ту возда­ва­лись в Корин­фе поче­сти как полу­бо­гу (ἥρως); он имел там в кипа­ри­со­вой роще Кра­не­оне свя­щен­ное место и сто­ял вме­сте с Пега­сом в хра­ме Посей­до­на. Он, по-види­мо­му, изо­бра­жа­ет одну сто­ро­ну бога Посей­до­на, а имен­но Посей­до­на кон­но­го, Πο­σειδῶν ἳπ­πιος.

См. также:
БЕЛЛЕРОФОНТ (Словарь античности)
БЕЛЛЕРОФОНТ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 206—207.
См. по теме: ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Гладиаторский бой. Деталь.
Мозаика из виллы Боргезе.
Ок. 300 г.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
2. МОЗАИКА. Рим.
Гладиаторский бой.
Мозаика из виллы Боргезе.
Ок. 300 г.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Беллерофонт, Пегас и Афина.
Фреска III стиля из Помпей (Каупона-жилье Луция Ветуция Плацида, I, 8, 8).
1-я пол. I в.
Помпеи, Археологический парк Помпей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Беллерофонт, Пегас и Химера.
Килик чернофигурный. Лакония.
Приписывается Мастеру Бореадов (грек (лаконец) работал в 575—550 гг.).
Терракота.
Ок. 570—565 гг. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА