Словарь античности

МЕТАЛЛООБРАБОТКА. В сочи­не­ни­ях Пла­то­на и Ари­сто­те­ля содер­жат­ся пер­вые сведе­ния об обра­бот­ке метал­лов. Авто­ры стре­ми­лись, с одной сто­ро­ны, сфор­му­ли­ро­вать осно­вы метал­ло­веде­ния, с дру­гой — обос­но­вать ков­кость метал­лов. В основ­ном метал­ло­б­ра­бот­кой зани­ма­лись куз­не­цы и литей­щи­ки. Они не созда­ли каких-либо прин­ци­пи­аль­ных тех­ни­че­ских нов­шеств в этой обла­сти по срав­не­нию с Древним Восто­ком, но внес­ли ряд изме­не­ний в ремес­лен­ное про­из­вод­ство. В ходе раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил вплоть до эпо­хи позд­ней антич­но­сти шел про­цесс спе­ци­а­ли­за­ции в сфе­ре метал­ло­б­ра­бот­ки: появи­лись про­фес­сии обра­бот­чи­ков свин­цо­вых пород, фор­мов­щи­ков тон­ко­ли­сто­во­го метал­ла, воло­чиль­щи­ков, гра­ве­ров, поли­ров­щи­ков, шли­фо­валь­щи­ков, позо­лот­чи­ков, ору­жей­ни­ков. Они овла­де­ли мно­же­ст­вом тех­но­ло­ги­че­ских опе­ра­ций и ста­ли при­ме­нять самые раз­но­об­раз­ные инстру­мен­ты. В антич­ную эпо­ху спо­соб холод­ной обра­бот­ки широ­ко исполь­зо­вал­ся при заточ­ке, шли­фов­ке, нака­те, гра­ви­ров­ке, фре­зе­ро­ва­нии, штам­пов­ке и тис­не­нии или рас­та­чи­ва­нии. Спо­соб горя­чей обра­бот­ки метал­ла исполь­зо­вал­ся в купе­ли­ро­ва­нии и литье, но преж­де все­го в куз­неч­ном деле для полу­че­ния раз­лич­ных сор­тов ста­ли. По мере при­ме­не­ния пая­ния, т. е. соеди­не­ния двух кус­ков метал­ла в нагре­том состо­я­нии срав­ни­тель­но лег­ко­плав­ким мате­ри­а­лом (при­пой), для каж­до­го вида метал­лов были раз­ра­бота­ны спе­ци­аль­ные мето­ды леги­ро­ва­ния. Для работы с золо­том, брон­зой, сереб­ром, свин­цом и лату­нью был создан пре­вос­ход­ный и обла­даю­щий ста­биль­ной окрас­кой при­пой. Судя по архео­ло­ги­че­ским наход­кам, более рас­про­стра­не­ны были паяль­ные лам­пы, а о нали­чии паяль­ных тру­бок сооб­ща­ют лите­ра­тур­ные источ­ни­ки. Жид­кий металл, мало при­ме­ня­е­мый в ремес­лен­ном про­из­вод­стве, шел в основ­ном на изготов­ле­ние про­из­веде­ний искус­ства (полых ста­туй). Посред­ст­вом литья обра­ба­ты­ва­лось сереб­ро, реже оло­во и золо­то. Желез­ные изде­лия изготов­ля­лись исклю­чи­тель­но посред­ст­вом ков­ки. Брон­за обра­ба­ты­ва­лась толь­ко в про­цес­се литья. При этом леги­ро­ва­ние было пред­на­зна­че­но для изготов­ле­ния изде­лий, отли­чав­ших­ся упру­го­стью или твер­до­стью. В эпо­ху антич­но­сти был достиг­нут зна­чи­тель­ный про­гресс во всех видах метал­ло­об­ра­бот­ки. Изо­бра­же­ния на моне­тах полу­ча­лись в про­цес­се при­ми­тив­но­го литья в пес­ча­ных фор­мах, позо­ло­чен­ные брон­зо­вые изде­лия боль­ших раз­ме­ров — путем пусто­тель­ной отлив­ки, малых раз­ме­ров — путем сплош­ной отлив­ки, све­тиль­ни­ки — с помо­щью неод­но­крат­ной частич­ной отлив­ки и тща­тель­но­го пая­ния. Для чекан­ки монет и изготов­ле­ния укра­шен­ных худо­же­ст­вен­ной отдел­кой изде­лий из метал­ла широ­ко при­ме­нял­ся ковоч­но-штам­по­воч­ный молот (штамп). Появи­лись высо­ко­худо­же­ст­вен­ные образ­цы. Уже в 7 в. до н. э. нача­лось изготов­ле­ние пред­ме­тов метал­ло­об­ра­бот­ки на экс­порт. Сна­ча­ла их экс­пор­ти­ро­ва­ли в Север­ное При­чер­но­мо­рье. Вплоть до кон­ца эпо­хи Импе­рии золотые и сереб­ря­ные укра­ше­ния поль­зо­ва­лись широ­ким спро­сом дале­ко за пре­де­ла­ми рим­ской дер­жа­вы — у раз­лич­ных пле­мен, оби­тав­ших на ее гра­ни­цах, в глу­би­нах Азии, и у насе­ле­ния Север­ной Афри­ки.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭКУЛЕЙ, ЕКУЛЕЙ • ЭННАЭТЕРИДА, ЕННАЕТЕРИДА, ДЕВЯТИЛЕТИЕ • ХАРТА • КАТАБЛЕМЫ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА