С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

РИМСКИЙ ФОРУМ


На про­тя­же­нии веков рим­ский Форум являл­ся цен­тром обще­ст­вен­ной жиз­ни в древ­нем Риме. Одна­ко изна­чаль­но здесь была толь­ко боло­ти­стая, непри­гляд­ная доли­на, про­ле­гав­шая меж­ду хол­ма­ми Капи­то­лий, Пала­тин и Велия. В силу это­го пер­вые посе­ле­ния обра­зо­ва­лись на хол­мах, так как в пери­од с 10 по 9 века до н. э. доли­на исполь­зо­ва­лась как место захо­ро­не­ния. Здеш­ние нек­ро­по­ли функ­ци­о­ни­ро­ва­ли вплоть до 8 века до н. э., вре­ме­ни, сов­па­даю­ще­го с тра­ди­ци­он­ной датой осно­ва­ния горо­да (754—753 гг. до н. э.), а впо­след­ст­вии были пере­не­се­ны на Эскви­лин. Пер­вые шаги в сто­ро­ну реаль­но­го и пол­но­го исполь­зо­ва­ния это­го рай­о­на были сде­ла­ны Тарк­ви­ни­ем При­ском, кото­рый осу­шил доли­ну, постро­ив кана­ли­за­цию (7 век до н. э.). Это­му собы­тию сопут­ст­во­ва­ло и появ­ле­ние пер­вых утрам­бо­ван­ных зем­ля­ных дорог. По мере постро­е­ния здесь бази­лик, хра­мов, пор­ти­ков и свя­щен­ных памят­ни­ков Форум пре­вра­тил­ся в тор­го­вый, судеб­ный, рели­ги­оз­ный и поли­ти­че­ский центр горо­да. Здесь про­во­ди­лись важ­ные пуб­лич­ные меро­при­я­тия, рели­ги­оз­ные цере­мо­нии, работа­ли рын­ки. Здесь так­же было уста­нов­ле­но мно­же­ство мемо­ри­аль­ных ста­туй и памят­ни­ков. Сре­ди наи­бо­лее важ­ных зда­ний, постро­ен­ных по обе­им сто­ро­нам пло­ща­ди, Регия — рези­ден­ция царей, и окон­ча­тель­ный Коми­ций. При­мер­но в 570 г. до н. э. был постро­ен очень важ­ный мону­мен­таль­ный ком­плекс, так назы­вае­мый Ляпис Нигер, воз­веде­ние кото­ро­го тра­ди­ци­он­но при­пи­сы­ва­ют Нуме Пом­пи­лию. После изгна­ния из Рима царей (509 г. до н. э.) здесь были постро­е­ны новые зда­ния в свя­зи с обра­зо­ва­ни­ем новых рес­пуб­ли­кан­ских инсти­ту­тов: храм Касто­ра и Пол­лук­са; храм Сатур­на с высту­паю­щим фаса­дом, в кото­ром раз­ме­ща­лось каз­на­чей­ство; три­бу­на для выступ­ле­ния ора­то­ров, извест­ная после 338 г. до н. э. как Рост­ры бла­го­да­ря уста­нов­лен­ным здесь тара­нам (рост­рам) вра­же­ских кораб­лей.

С нача­ла 4 века до н. э. откры­тое про­стран­ство нача­ло запол­нять­ся таким боль­шим коли­че­ст­вом колонн и почет­ных ста­туй, что боль­шин­ство из них при­шлось пере­ме­щать.

На месте рын­ка, постро­ен­но­го в 3 веке до н. э., рас­по­ло­жен­но­го к севе­ру от Фору­ма, поз­же был выстро­ен храм Мира.

Во 2 веке воз­во­ди­лись вели­че­ст­вен­ные бази­ли­ки, пред­став­ляв­шие собой новый тип зда­ний, став­ших впо­след­ст­вии харак­тер­ной чер­той рим­ско­го город­ско­го ланд­шаф­та. Пятое зда­ние, Табу­ля­рий, завер­ши­ло с севе­ра облик Фору­ма рес­пуб­ли­кан­ской эпо­хи. Затем Цезарь осу­ще­ст­вил ряд изме­не­ний, направ­лен­ных на пре­вра­ще­ние это­го места в мону­мен­таль­ное допол­не­ние к его ново­му Фору­му.

Август про­дол­жил эту работу, постро­ив храм Боже­ст­вен­но­го Юлия; новые Рост­ры Боже­ст­вен­но­го Юлия напро­тив ста­рых, укра­шен­ных носа­ми кораб­лей Анто­ния и Клео­пат­ры; две арки в честь побед над пар­фя­на­ми и Анто­ни­ем в бит­ве при Акции; пор­тик Гая и Луция Цеза­ря.

Затем Сеп­ти­мий Север доба­вил еще одну арку в нача­ле свя­щен­ной ули­цы, напро­тив арки Авгу­ста, в честь победы над пар­фя­на­ми. Когда насе­ле­ние Рима ста­ло рас­ти, а импе­ра­то­ры нача­ли стро­ить новые фору­мы, рим­ский Форум посте­пен­но утра­тил свое пре­вос­ход­ство и зна­чи­мость. Послед­нее более или менее важ­ное стро­и­тель­ство дати­ру­ет­ся 4 веком н. э., когда Мак­сен­ций сно­ва избрал Рим в каче­стве сто­ли­цы и постро­ил Бази­ли­ку — рези­ден­цию город­ско­го пре­фек­та и так назы­вае­мый храм Рому­ла.

София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 26—28.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция части Римского Форума.
(Табулярий, храм Конкордии (Согласия), храм Сатурна, базилика Юлия, Новые ростры, курия Юлия, базилика Эмилия, храм Кастора (Диоскуров), храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты)
Рим, Римский Форум.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Базилика Юлия.

Рим, Римский Форум.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтон храма Юпитера Капитолийского. Утраченная часть рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвенное гадание (экстиспиций). Левая панель рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Летящая Виктория. Фрагмент рельефа «Жертвоприношение перед храмом Юпитера Капитолийского».
Графика Пьера Жака (1576 г.).
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Участок Священной дороги (Via Sacra) перед входом в церковь святых Космы и Дамиана (античного храма Юпитера Статора/Божественного Ромула).
Кристофер Вильгельм Экерсберг (1783—1853).
Ок. 1814—1815 г.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности, план-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА