С. Пескарин. Рим. Атлас чудес света

ТЕАТР МАРЦЕЛЛА


Стро­и­тель­ство теат­ра начал Цезарь, а открыл его Август в 13 г. до н. э. и посвя­тил сво­е­му пле­мян­ни­ку Мар­цел­лу, офи­ци­аль­но назна­чен­но­му пре­ем­ни­ку импе­ра­то­ра, кото­рый преж­девре­мен­но скон­чал­ся. Для памят­ни­ка исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные тех­но­ло­гии и мате­ри­а­лы: тра­вер­тин для сту­пен­ча­тых зри­тель­ских мест, туф и тех­но­ло­гия клад­ки опус квад­ра­тум для ради­аль­ных стен и кры­тых гале­рей, опус цемен­ти­ци­ум для дета­лей инте­рье­ра и опус рети­ку­ла­тум для фаса­дов.

Три­бу­ны для зри­те­лей сна­ча­ла были высотой 30 м и вклю­ча­ли 41 арку, обрам­лен­ную полу­ко­лон­на­ми, на трех уров­нях в трех раз­лич­ных архи­тек­тур­ных сти­лях. Дори­че­ский на пер­вом уровне, иони­че­ский на вто­ром и коринф­ский на фрон­тоне, завер­шав­шем театр свер­ху, кото­рый, к сожа­ле­нию, не сохра­нил­ся. В фор­ник­сах раз­ме­ща­лись мра­мор­ные теат­раль­ные мас­ки. Инте­рьер почти не сохра­нил­ся. По сто­ро­нам рас­по­ла­га­лись две апсиды.

Под­счи­та­но, что зри­тель­ный зал это­го одно­го из трех теат­ров, посто­ян­но дей­ст­во­вав­ших в древ­нем Риме, мог вме­щать до 20 тыс. чело­век. Зри­тель­ские места дели­лись на сек­то­ра в соот­вет­ст­вии со стро­гой иерар­хи­ей, уста­нов­лен­ной Авгу­стом. Самый даль­ний, верх­ний сек­тор пред­на­зна­чал­ся для жен­щин, ино­стран­цев и рабов, тогда как бли­жай­ший к сцене сек­тор отво­дил­ся для рим­ских граж­дан. Таким обра­зом, зри­тель­ские три­бу­ны пред­став­ля­ли собой точ­ный срез рим­ско­го обще­ства.

То, что оста­лось от теат­ра Мар­цел­ла, это толь­ко часть ори­ги­наль­но­го внеш­не­го фаса­да, кото­рый сна­ча­ла был пере­де­лан в 13 в. в город­скую кре­пость, а затем, в 16 в. — во дво­рец Баль­дас­са­ре Перуц­ци.

См. также:
ТЕАТР МАРЦЕЛЛА (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
ТЕАТР МАРЦЕЛЛА (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
София Пес­ка­рин. РИМ. Атлас чудес све­та. М., 2001, с. 60—61.
См. по теме: ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Защитника • Храм Юпитера Защитника • Святилище Юпитера Хранителя •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Театр Марцелла.
13 г. до н. э.
Рим, Марсово поле.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гипсовая модель театра Марцелла в масштабе 1:100.
Рим.
13—11 гг. до н. э.
Рим, Музей Римской культуры.
9. НАДПИСИ. Рим.
Календарь из Аллиф (Аллифские фасты, Fasti Allifani). Фрагмент.
Правление Тиберия (14—37 гг. н. э.)?
CIL. IX. 2320 = InscrIt. XIII2. 24.
Капуя, Музей провинции Кампания, Лапидарий Теодора Моммзена.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Театр Марцелла и храм Аполлона Целителя (Аполлона Сосиана).
13 г. до н. э.
Рим, Марсово поле.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА