Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ АНТОНИНА И ФАУСТИНЫ


Огром­ный храм, все еще воз­вы­шаю­щий­ся на север от Регии, и в кото­ром раз­ме­сти­лась цер­ковь Св. Лорен­цо Миран­ды (Миран­дий­ско­го), лег­ко узна­ва­ем по вну­ши­тель­ной над­пи­си на архит­ра­ве: Di­vo An­to­ni­no et / Di­vae Faus­ti­nae ex S(ena­tus) c(on­sul­to) (Боже­ст­вен­но­му Анто­ни­ну и / Боже­ст­вен­ной Фау­стине по реше­нию Сена­та). Речь идет о хра­ме, воз­двиг­ну­том Анто­ни­ном Пием в честь жены Фау­сти­ны в 141 г. н. э., в год ее смер­ти и обо­жест­вле­ния. После смер­ти импе­ра­то­ра в 161 г. н. э., храм был посвя­щен так­же само­му Анто­ни­ну (была при­пи­са­на пер­вая стро­ка).

Храм сто­ит на боль­шом поди­у­ме, к кото­ро­му ведет лест­ни­ца (пере­стро­ен­ная в наше вре­мя из кир­пи­ча). В цен­тре нахо­дят­ся кир­пич­ные остат­ки древ­не­го алта­ря. Шесть боль­ших колонн из мра­мо­ра с про­жил­ка­ми (антич­ный кари­стий­ский мра­мор, достав­ляв­ший­ся из Эвбеи), высотой в 17 мет­ров, с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми из бело­го мра­мо­ра, фор­ми­ру­ют фасад, за ними сле­ду­ют дру­гие колон­ны, по две с каж­дой сто­ро­ны. Цел­ла постро­е­на из бло­ков вул­ка­ни­че­ско­го туфа; по обе­им длин­ным сто­ро­нам — мра­мор­ный фриз, на кото­ром изо­бра­же­ны гри­фо­ны, чередую­щи­е­ся с рас­ти­тель­ны­ми моти­ва­ми, в клас­си­че­ском сти­ле, харак­тер­ном для эпо­хи Анто­ни­нов. В пер­во­здан­ном виде эта цел­ла была обли­цо­ва­на мра­мо­ром. Ста­туи, раз­ме­щен­ные на поди­у­ме за колон­на­ми, воз­мож­но, были частью хра­ма. Колон­ны избо­рож­де­ны косы­ми желоб­ка­ми: они были пред­на­зна­че­ны для вере­вок, при помо­щи кото­рых, веро­ят­но, пыта­лись обру­шить храм для того, чтобы исполь­зо­вать его части как стро­и­тель­ный мате­ри­ал; но моно­лит­ные колон­ны, долж­но быть, про­де­мон­стри­ро­ва­ли неожидан­ную устой­чи­вость. На одной из них (цен­траль­ной сле­ва) наца­ра­па­ны изо­бра­же­ния (Гер­ку­ле­са и Немей­ско­го льва, и т. п.) кото­рые, воз­мож­но, повто­ря­ют види­мые когда-то отсюда ста­туи.

См. также:
ХРАМ АНТОНИНА И ФАУСТИНЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 100.
© 2006 — Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • КИНОСАРГ • Храм Юпитера Защитника •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Коринфская капитель колонны храма Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум. Панорама.
(Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
Вид со Священной дороги.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА