Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЦЕРИ́ТЫ, ЦЕРЕ́ТЫ

Caerĭtes, назы­ва­лись все рим­ские граж­дане, не имев­шие jus suffra­gii. Назва­ние это про­ис­хо­дит от горо­да Cae­re, жите­ли кото­ро­го пер­во­на­чаль­но свя­за­ны были с Римом через hos­pi­tium pub­li­cum, но после отпа­де­ния их от Рима (Liv. 7. 20), в нака­за­ние, постав­ле­ны были в состо­я­ние зави­си­мо­сти и полу­чи­ли рим­ских пре­фек­тов. Потом так назы­ва­лись и все дру­гие, кото­рые были ci­ves si­ne suffra­gio. В тес­ней­шем смыс­ле цери­та­ми назы­ва­лись затем жив­шие вне Рима полу­граж­дане, кото­рым ценз про­из­во­дил­ся в Риме и кото­рые не име­ли пра­ва голо­са. В более обшир­ном смыс­ле цери­та­ми назы­ва­лись и те граж­дане, кото­рые в нака­за­ние зачис­ля­е­мы были цен­зо­ра­ми в класс эра­ри­ев (см. Aera­rii). Для всех таких граж­дан суще­ст­во­вал осо­бый отдел цен­зор­ских спис­ков под назва­ни­ем ta­bu­lae Cae­ri­tium. Gell. 16, 10. Strab. 5, 2. Schol. ad Hor. ep. 1, 6, 63.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 233.
См. по теме: AESTIMATIO LITIS • АБОЛИЦИЯ • АФФИНИТАС • ИЗГНАНИЕ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА