Античные писатели

ОРИГЕН; Ori­ge­nes, ок. 185 — ок. 254 гг. н. э., гре­че­ский фило­соф и тео­лог. Пре­крас­ный зна­ток Биб­лии и гре­че­ской фило­со­фии. Родил­ся в Алек­сан­дрии, учил­ся в кате­хи­сти­че­ской шко­ле под руко­вод­ст­вом Кли­мен­та Алек­сан­дрий­ско­го, слу­шал лек­ции нео­пла­то­ни­ка Аммо­ния Сак­ка. После смер­ти отца и кон­фис­ка­ции иму­ще­ства содер­жал себя и свою семью, читая лек­ции. Ок. 217 г. был назна­чен руко­во­ди­те­лем шко­лы в Алек­сан­дрии. В этой долж­но­сти он оста­вал­ся до 225 г. Мно­го путе­ше­ст­во­вал, посе­тил Рим, Ара­вию, Гре­цию; в Антио­хии его слу­ша­ла Юлия Мам­мея, мать буду­ще­го импе­ра­то­ра Алек­сандра Севе­ра. В 231 г. полу­чил сан из рук епи­ско­пов Кеса­рии и Иеру­са­ли­ма. Епи­скоп Алек­сан­дрий­ский не при­знал это­го посвя­ще­ния, а синод, созван­ный в Алек­сан­дрии, при­го­во­рил Ори­ге­на к изгна­нию. Ори­ген осел в Кеса­рии Пале­стин­ской, где осно­вал свою шко­лу катех­и­зы и посвя­тил себя лите­ра­тур­ной и про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти. Во вре­мя гоне­ний при Деции был заклю­чен в тюрь­му; умер под пыт­кой. Тео­ло­ги­че­ские воз­зре­ния Ори­ге­на были офи­ци­аль­но осуж­де­ны в Риме в 399 г., затем Кон­стан­ти­но­поль­ским Сино­дом в 543 г.; V Все­мир­ный Собор (Кон­стан­ти­но­поль­ский II) в 553 г. при­знал Ори­ге­на ере­ти­ком. Ори­ген был пло­до­ви­тым писа­те­лем, он напи­сал око­ло 6000 книг; сохра­ни­лось лишь неболь­шое их чис­ло, пре­иму­ще­ст­вен­но в латин­ских пере­во­дах Иеро­ни­ма или в сво­бод­ном пере­ло­же­нии Руфи­на из Акви­леи; на гре­че­ском язы­ке нам извест­на анто­ло­гия сочи­не­ний Ори­ге­на, издан­ная Васи­ли­ем Вели­ким и Гри­го­ри­ем Бого­сло­вом под назва­ни­ем Фило­ка­лия (Бла­го­дать) и выдерж­ки и отрыв­ки в Кате­нах. Лите­ра­тур­ное наследие Ори­ге­на вклю­ча­ет дог­ма­ти­че­ские, аске­ти­че­ские, апо­ло­ге­ти­че­ские сочи­не­ния, тол­ко­ва­ния и ком­мен­та­рии к Биб­лии и тео­ло­ги­че­ские пись­ма. Дог­ма­ти­че­ские труды: О нача­лах (Pe­ri ar­chon; после 220 г., в 4 кни­гах) пред­став­ля­ет собой пер­вое систе­ма­ти­че­ское изло­же­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки. От ори­ги­на­ла сохра­ни­лись отдель­ные фраг­мен­ты в Фило­ка­лии, а пол­но­стью до нас дошел латин­ский пере­вод Руфи­на, очи­щен­ный, одна­ко, от про­ти­во­ре­ча­щих взглядов. Вокруг него раз­вер­ну­лись тео­ло­ги­че­ские спо­ры, а содер­жа­щи­е­ся в нем взгляды, отлич­ные от офи­ци­аль­ной док­три­ны Церк­ви, ста­ли при­чи­ной объ­яв­ле­ния Ори­ге­на ере­ти­ком. Дру­гие дог­ма­ти­че­ские сочи­не­ния сохра­ни­лись в отрыв­ках: О вос­кре­се­нии (Pe­ri anas­ta­seos; 218 г.) и Узо­ры (Stro­ma­teis) — в этом про­из­веде­нии автор пытал­ся при­ми­рить хри­сти­ан­ские дог­ма­ты с фило­соф­ски­ми взгляда­ми Пла­то­на, Ари­сто­те­ля и Нуме­ния. Аске­ти­че­ские труды: О молит­ве (Pe­ri euches; ок. 233 г.) содер­жит рас­суж­де­ния на тему молит­вы вооб­ще и ком­мен­та­рий к Отче наш в част­но­сти; При­зва­ние к муче­ни­че­ству (Eis mar­ty­rion prot­rempti­kos; 235 г.) было напи­са­но во вре­ме­на пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан при импе­ра­то­ре Мак­си­мине Фра­кий­це. Самым гром­ким успе­хом в древ­но­сти поль­зо­ва­лось апо­ло­ге­ти­че­ское про­из­веде­ние Ори­ге­на Про­тив Кель­са (Ka­ta Kel­su; 245—248 гг., в 8 кн.; сохра­ни­лось пол­но­стью); это поле­ми­ка с напи­сан­ной в 178 г. кни­гой Кель­са Сло­во исти­ны. Ори­ген отби­ва­ет, пред­ло­же­ние за пред­ло­же­ни­ем, выпа­ды Кель­са про­тив хри­сти­ан­ства, выдви­гая в каче­стве глав­ных дово­дов то, что Цер­ковь еще жива после столь­ких пре­сле­до­ва­ний, и тот факт, что хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ни­лось во всем мире. Это сочи­не­ние, свиде­тель­ст­ву­ю­щее об огром­ной эруди­ции авто­ра, явля­ет­ся самой осно­ва­тель­ной и самой раз­вер­ну­той древ­ней апо­ло­ги­ей хри­сти­ан­ства. Эпо­халь­ное зна­че­ние имел ана­лиз тек­ста Вет­хо­го Заве­та, носив­ший назва­ние Шести­кни­жие (Hek­sap­la; после 212 г.; фр.); изда­ние вклю­ча­ло шесть при­веден­ных парал­лель­но тек­стов Свя­щен­но­го Писа­ния: древ­не­ев­рей­ский ори­ги­нал, еврей­ский текст в гре­че­ской тран­скрип­ции, Сеп­ту­а­гин­ту и пере­во­ды Акви­ла (II в. н. э.), Сим­ма­ха (III в. н. э), Фео­до­си­о­на (II в. н. э.). Ори­ген сопо­ста­вил еврей­ский текст с тек­стом Сеп­ту­а­гин­ты, выявил добав­ле­ния, опу­ще­ния и в неко­то­рых местах испра­вил невер­ный пере­вод. Этот труд Ори­ген сокра­тил до Чет­ве­ро­кни­жия (Tet­rap­la), а Псал­мам посвя­тил Девя­ти­кни­жие (En­neap­la). Вет­хий и Новый Завет Ори­ген ком­мен­ти­ро­вал в тро­я­кой фор­ме: 1. Крат­кие замет­ки (схо­лии) с язы­ко­вы­ми и исто­ри­че­ски­ми пояс­не­ни­я­ми к наи­бо­лее труд­ным сло­вам и обо­ротам (сохра­ни­лись фраг­мен­ты); 2. Про­по­веди (гомилии), в кото­рых рас­смат­ри­ва­лись вопро­сы, свя­зан­ные с отдель­ны­ми частя­ми Свя­щен­но­го Писа­ния и выте­каю­щие из них мораль­ные запо­веди; 3. Ком­мен­та­рии (to­moi) науч­но­го харак­те­ра, вклю­чаю­щие язы­ко­вые и пред­мет­ные пояс­не­ния, тео­ло­ги­че­ские и фило­соф­ские при­ме­ча­ния. От более чем 600 гомилий сохра­ни­лись доволь­но боль­шие отрыв­ки в Фило­ка­лии и Кате­нах, а так­же в латин­ских пере­во­дах Иеро­ни­ма и Руфи­на (все­го 173); от 291 ком­мен­та­рия сохра­ни­лось 16. Из 100 тео­ло­ги­че­ских писем Ори­ге­на до нас дошло толь­ко 2: к Юлию Афри­кан­ско­му по пово­ду Кни­ги Дани­и­ла и к Гри­го­рию Чудотвор­цу, в кото­ром автор при­зы­ва­ет исполь­зо­вать богат­ства гре­че­ской куль­ту­ры. Фор­му пись­ма име­ло так­же несо­хра­нив­ше­е­ся сочи­не­ние (в 2 кни­гах), адре­со­ван­ное епи­ско­пу Рим­ско­му Фаби­а­ну, где Ори­ген защи­ща­ет­ся от обви­не­ний в ина­ко­мыс­лии. В 1941 г. на Тир­ском папи­ру­се был най­ден отчет о дис­кус­сии Ори­ге­на с Герак­лидом на тему един­ства Бога, бес­смер­тия души и вос­кре­се­ния из мерт­вых. Ори­ген имел в сво­ем рас­по­ря­же­нии штат сте­но­гра­фов и копи­ро­валь­щи­ков, запи­сы­вав­ших его мыс­ли. Он работал очень быст­ро, что отра­зи­лось на фор­ме его сочи­не­ний; на его сти­ле лежит отпе­ча­ток необ­ра­ботан­но­го уст­но­го выступ­ле­ния. Ори­ген не забо­тил­ся о лите­ра­тур­ных и сти­ли­сти­че­ских укра­ше­ни­ях, фор­ма его писа­ний небреж­на, стиль тяже­лый и рас­тя­ну­тый, пере­гру­жен­ный повто­ре­ни­я­ми. Ори­ген не сыг­рал зна­чи­тель­ной роли в исто­рии лите­ра­ту­ры; область его заслуг огра­ни­чи­ва­ет­ся ком­мен­ти­ро­ва­ни­ем тек­стов и тео­ло­ги­ей. Огром­ное зна­че­ние име­ло ком­мен­ти­ро­ван­ное изда­ние тек­ста Сеп­ту­а­гин­ты, а ком­мен­та­рии к Биб­лии ста­ли образ­цом для буду­щих тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Писа­ния. Как тео­лог Ори­ген впер­вые изло­жил хри­сти­ан­скую дог­ма­ти­ку на чрез­вы­чай­но высо­ком науч­ном уровне. Он ока­зал боль­шое вли­я­ние на после­дую­щие поко­ле­ния: все позд­ней­шие систе­мы гре­че­ской пат­ри­сти­ки осно­вы­ва­лись на сочи­не­ни­ях Ори­ге­на, а все то, что хри­сти­ан­ская фило­со­фия почерп­ну­ла из нео­пла­то­низ­ма, было толь­ко вари­а­ци­я­ми его взглядов.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА