Античные писатели

ПАВЕЛ АПОСТОЛ; Pau­lus, св., ок. 10 — ок. 67 гг. н. э. Даты боль­шин­ства собы­тий жиз­ни Пав­ла гипо­те­ти­че­ские. Он родил­ся в Тар­се в Кили­кии, в еврей­ской семье, имев­шей рим­ское граж­дан­ство. Носил имя Савл и рим­ское имя Павел (Pau­lus). Вос­пи­ты­вал­ся в Тар­се, затем учил­ся в Иеру­са­ли­ме. Из обу­че­ния в еврей­ских шко­лах он вынес отлич­ное зна­ние Вет­хо­го Заве­та. Хоро­шо вла­дел гре­че­ским язы­ком. В Иеру­са­ли­ме был рев­ност­ным при­вер­жен­цем иуда­из­ма, но вне­зап­но обра­тил­ся в хри­сти­ан­ство во вре­мя путе­ше­ст­вия в Дамаск (меж­ду 34 и 37 гг.), куда был послан с целью пре­сле­до­ва­ния хри­сти­ан. При­нял кре­ще­ние и несколь­ко лет про­вел в уеди­не­нии. Затем начал апо­столь­скую дея­тель­ность, в ходе кото­рой, в 44—58 гг., совер­шил несколь­ко путе­ше­ст­вий, осно­вы­вая новые хри­сти­ан­ские общи­ны. Сам себя счи­тал язы­че­ским апо­сто­лом. Заклю­чен­ный в Иеру­са­ли­ме в тюрь­му, как рим­ский граж­да­нин, обра­тил­ся к цеза­рю и был выслан в Рим, где про­был с 61 по 63 гг. Муче­ни­че­скую смерть, веро­ят­но, при­нял в 67 г. в прав­ле­ние Неро­на. Павел явля­ет­ся авто­ром 13 сохра­нив­ших­ся посла­ний, неко­то­рое коли­че­ство посла­ний, воз­мож­но, утра­че­но. Хро­но­ло­гия посла­ний Пав­ла в несколь­ких пунк­тах вызы­ва­ет спо­ры. Их лите­ра­тур­ная фор­ма не откло­ня­ет­ся от антич­ных прин­ци­пов эпи­сто­ло­гра­фии, а само их появ­ле­ние обу­слов­ле­но нуж­да­ми ран­ней Церк­ви и мис­си­ей само­го Пав­ла. Автор пишет на все­об­щем диа­лек­те (койне) элли­ни­сти­че­ской эпо­хи, но ему не чужд и лите­ра­тур­ный язык. В посла­ни­ях мы так­же нахо­дим рит­ми­че­скую про­зу, гим­ны и даже цита­ты из гре­че­ских поэтов. Посла­ния Пав­ла мы пере­чис­ля­ем в той после­до­ва­тель­но­сти, в какой их назва­ла самая ран­няя из при­ня­тых хро­но­ло­гий. Пер­вое и Вто­рое посла­ние к Фес­са­ло­ни­кий­цам 50—51 гг. — самые древ­ние кни­ги Ново­го Заве­та. В них Павел при­зы­ва­ет ново­об­ра­щен­ных смот­реть с хри­сти­ан­ской точ­ки зре­ния на вопро­сы брен­ной и веч­ной жиз­ни. В Посла­нии к Гала­там, напи­сан­ном, веро­ят­но, ок. 57 г. в Македо­нии, Павел поле­ми­зи­ру­ет с хри­сти­а­на­ми, кото­рые наста­и­ва­ют на отка­зе от свя­зи с иудей­ской рели­ги­ей. В Пер­вом посла­нии к Корин­фя­нам (напи­сан­ном в 56/57 гг. в Эфе­се) Павел вос­ста­ет про­тив зло­употреб­ле­ний, фор­му­ли­ру­ет хри­сти­ан­ское уче­ние о бра­ке, дев­ст­вен­но­сти, при­ча­стии и Церк­ви. Гимн люб­ви, содер­жа­щий­ся в гл. XIII Пер­во­го посла­ния к Корин­фя­нам явля­ет­ся одним из пре­крас­ней­ших отрыв­ков древ­ней эпи­сто­ло­гра­фии. Вто­рое посла­ние к Корин­фя­нам зани­ма­ет осо­бое место. Посколь­ку толч­ком к его напи­са­нию явил­ся некий слу­чай, дей­ст­ви­тель­но про­ис­шед­ший в общине, кото­рый поз­во­лил Пав­лу напи­сать апо­ло­гию себе само­му. Посла­ние к Рим­ля­нам (58—60 гг., напи­са­но в Корин­фе) — важ­ней­шее с точ­ки зре­ния док­три­ны. Павел рас­смат­ри­ва­ет в нем про­бле­мы пер­во­род­но­го гре­ха, очи­ще­ния верой, жиз­ни хри­сти­а­ни­на в Свя­том Духе. Посла­ние к Филип­пий­цам, Посла­ние к Колос­ся­нам, Посла­ние к Эфе­ся­нам и Посла­ние к Филе­мо­ну состав­ля­ют «тюрем­ную» груп­пу посла­ний, ибо были напи­са­ны в заклю­че­нии. В них автор обра­ща­ет вни­ма­ние на то, что не все пред­пи­са­ния еврей­ской рели­гии обя­за­тель­ны для хри­сти­ан, про­воз­гла­ша­ет уче­ние о свя­зи Хри­ста с Цер­ко­вью и фор­му­ли­ру­ет прин­ци­пы хри­сти­ан­ской нрав­ст­вен­но­сти. Посла­ние к Филип­пий­цам, по-види­мо­му, было созда­но в Эфе­се в 56—57 гг., Посла­ние к Эфе­ся­нам — в Риме в 61—63 гг. Посла­ние к Филе­мо­ну, самое крат­кое из всех, пред­став­ля­ет собой реко­мен­да­тель­ное пись­мо. Павел всту­па­ет­ся в нем за бег­ло­го раба, опре­де­ляя отно­ше­ние ран­не­го хри­сти­ан­ства к раб­ству. Посла­ния: Пер­вое и Вто­рое к Тимо­фею и К Титу при­над­ле­жат к груп­пе пас­тыр­ских сочи­не­ний. Павел дает в них ряд душе­спа­си­тель­ных сове­тов сво­им уче­ни­кам: Тимо­фею — гла­ве Церк­ви в Эфе­се, и Титу, руко­во­дя­ще­му общи­ной на Кри­те. Вто­рое посла­ние к Тимо­фею счи­та­ет­ся заве­ща­ни­ем Пав­ла. Посла­ние к Евре­ям, со вре­мен антич­но­сти при­пи­сы­вае­мое Пав­лу, теперь счи­та­ет­ся про­из­веде­ни­ем одно­го из его уче­ни­ков.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: КЛИМЕНТ • АПОЛЛИНАРИС • ЕВСТАФИЙ • АРАТОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis). Передняя сторона: жертвоприношение Исаака, Даяние закона, Христос перед Пилатом.
Оригинал: мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
2. НАДПИСИ. Рим.
Плита, закрывавшая детскую погребальную нишу (loculus) в катакомбах.
Мрамор. IV в.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
3. НАДПИСИ. Рим.
Плита, закрывавшая детскую погребальную нишу (loculus) в катакомбах. Деталь: святые апостолы Петр и Павел.
Мрамор. IV в.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis).
Оригинал (инв. № 174): мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гипсовый слепок саркофага из Ватиканских гротов с Даянием закона (Traditio legis). Деталь передней стороны: апостол Павел.
Оригинал: мрамор, ок. 350—375 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Христианский музей Пия.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА