Античные писатели

ПЛУТАРХ; Plu­tar­chos, из Херо­неи, до 50 — после 120 гг. н. э., гре­че­ский фило­соф и био­граф. Про­ис­хо­дил из состо­я­тель­ной семьи, про­жи­вав­шей в неболь­шом город­ке в Бео­тии. В Афи­нах изу­чал мате­ма­ти­ку, рито­ри­ку и фило­со­фию, послед­нюю глав­ным обра­зом у пла­то­ни­ка Аммо­ния, но так­же зна­чи­тель­ное вли­я­ние на него ока­за­ли Пери­пат и Стоя. По фило­соф­ским воз­зре­ни­ям был эклек­ти­ком, в фило­со­фии его инте­ре­со­ва­ло ее прак­ти­че­ское при­ло­же­ние. В моло­до­сти мно­го путе­ше­ст­во­вал. Посе­тил Гре­цию, Малую Азию, Еги­пет, был в Риме, где встре­тил­ся с неопи­фа­го­рей­ца­ми, а так­же завя­зал друж­бу со мно­ги­ми выдаю­щи­ми­ся людь­ми, в том чис­ле с Луци­ем Мест­ри­ем Фло­ром, близ­ким сорат­ни­ком импе­ра­то­ра Вес­па­си­а­на, кото­рый помог Плу­тар­ху полу­чить рим­ское граж­дан­ство. Одна­ко в ско­ром вре­ме­ни Плу­тарх воз­вра­тил­ся в Херо­нею. Он вер­но слу­жил сво­е­му горо­ду, испол­няя обще­ст­вен­ные долж­но­сти. Он соби­рал в сво­ем доме моло­дежь, а обу­чая соб­ст­вен­ных сыно­вей, создал сво­его рода «част­ную ака­де­мию», в кото­рой играл роль настав­ни­ка и лек­то­ра. На пяти­де­ся­том году жиз­ни стал жре­цом Апол­ло­на в Дель­фах, ста­рал­ся вер­нуть свя­ти­ли­щу и ора­ку­лу былое зна­че­ние. Плу­тарх не был ори­ги­наль­ным писа­те­лем. В основ­ном он соби­рал и обра­ба­ты­вал то, что дру­гие, более ори­ги­наль­ные писа­те­ли и мыс­ли­те­ли напи­са­ли до него. Но в обра­бот­ке Плу­тар­ха целая тра­ди­ция, отме­чен­ная зна­ком его лич­но­сти, обре­ла новый облик и имен­но в таком виде она опре­де­ля­ла в тече­ние мно­гих веков евро­пей­скую мысль и лите­ра­ту­ру. Богат­ству инте­ре­сов Плу­тар­ха (в основ­ном они вра­ща­лись вокруг семей­ной жиз­ни, жиз­ни гре­че­ских горо­дов-государств, рели­ги­оз­ных про­блем и вопро­сов друж­бы) соот­вет­ст­во­ва­ло зна­чи­тель­ное чис­ло его сочи­не­ний, от кото­рых сохра­ни­лось мень­ше поло­ви­ны. Чрез­вы­чай­но труд­но уста­но­вить их хро­но­ло­гию. Тема­ти­че­ски мы можем разде­лить их на 2 груп­пы: пер­вая, очень раз­но­род­ная, охва­ты­ва­ет создан­ные в раз­ные пери­о­ды сочи­не­ния, в основ­ном фило­соф­ские и дидак­ти­че­ские, объ­еди­няя их под общим назва­ни­ем Эти­ка (Mo­ra­lia); вто­рую состав­ля­ют био­гра­фии. (Все назва­ния обыч­но цити­ру­ют­ся по-латы­ни.) В Эти­ке мы нахо­дим при­мер­но 80 сочи­не­ний. Самы­ми ран­ни­ми из них явля­ют­ся те, кото­рые носят рито­ри­че­ский харак­тер, как напри­мер похва­лы Афи­нам, рас­суж­де­ния о Фор­туне (гр. Тихе) и ее роли в жиз­ни Алек­сандра Македон­ско­го или в исто­рии Рима. Боль­шую груп­пу состав­ля­ют так­же популяр­но-фило­соф­ские трак­та­ты; из них, воз­мож­но, самым харак­тер­ным для Плу­тар­ха явля­ет­ся неболь­шое сочи­не­ние О состо­я­нии духа. В вос­пи­та­тель­ных целях заду­ма­ны дру­гие сочи­не­ния, содер­жа­щие сове­ты, как надо посту­пать, чтобы быть счаст­ли­вым и пре­одо­леть недо­стат­ки (напри­мер, О чрез­мер­ном любо­пыт­стве, О болт­ли­во­сти, Об излиш­ней робо­сти). По этим же при­чи­нам Плу­тарх зани­мал­ся вопро­са­ми люб­ви и бра­ка. Во всех этих сочи­не­ни­ях нахо­дят отра­же­ние педа­го­ги­че­ские инте­ре­сы Плу­тар­ха, неуди­ви­тель­но, что он под­ни­мал подоб­ные вопро­сы так­же в работах Как нуж­но моло­до­му чело­ве­ку слу­шать поэтов, Как поль­зо­вать­ся лек­ци­я­ми и т. д. Тема­ти­че­ски при­бли­жа­ют­ся к ним поли­ти­че­ские сочи­не­ния Плу­тар­ха, осо­бен­но те из них, что содер­жат реко­мен­да­ции для пра­ви­те­лей и государ­ст­вен­ных дея­те­лей. К сочи­не­ни­ям на темы семей­ной жиз­ни отно­сит­ся и кон­со­ля­ция (то есть уте­ши­тель­ное сочи­не­ние после тяж­кой утра­ты), обра­щен­ная к жене Плу­тар­ха Тимок­сене, поте­ряв­шей един­ст­вен­ную дочь. Наряду с наи­бо­лее популяр­ны­ми работа­ми в диа­ло­ги­че­ской фор­ме, в Эти­ку вхо­ди­ли и дру­гие — при­бли­жен­ные по сво­е­му харак­те­ру к науч­но­му докла­ду, в кото­рых Плу­тарх, не вда­ва­ясь глу­бо­ко в тео­ре­ти­че­ские рас­суж­де­ния, тем не менее при­во­дит мно­же­ство цен­ных сведе­ний по исто­рии фило­со­фии. К ним сле­ду­ет при­чис­лить сочи­не­ния об уче­нии Пла­то­на, как напри­мер Пла­то­нов­ские вопро­сы или О сотво­ре­нии души в «Тимее», а так­же поле­ми­че­ские про­из­веде­ния, направ­лен­ные про­тив эпи­ку­рей­цев и сто­и­ков. Плу­тарх писал и о чело­ве­че­ской душе, инте­ре­со­вал­ся пси­хо­ло­ги­ей, воз­мож­но, даже пси­хо­ло­ги­ей живот­ных, если сочи­не­ния о сооб­ра­зи­тель­но­сти и разум­но­сти зве­рей дей­ст­ви­тель­но вышли из-под его пера. Вопро­сам рели­гии Плу­тарх посвя­тил мно­го­чис­лен­ные про­из­веде­ния, сре­ди них так назы­вае­мые «пифий­ские» диа­ло­ги, касаю­щи­е­ся ора­ку­ла Апол­ло­на в Дель­фах. Наи­бо­лее инте­рес­ным в этой груп­пе пред­став­ля­ет­ся про­из­веде­ние Об Иси­де и Оси­ри­се, в кото­ром Плу­тарх, сам посвя­щен­ный в мисте­рии Дио­ни­са, изло­жил самые раз­но­об­раз­ные син­кре­ти­че­ские и алле­го­ри­че­ские интер­пре­та­ции мисте­рий Оси­ри­са. Об инте­ре­се Плу­тар­ха к древ­но­стям свиде­тель­ст­ву­ют два сочи­не­ния: Гре­че­ские вопро­сы (Aitia Hel­le­ni­ka; лат. Quaes­tio­nes Grae­cae) и Рим­ские вопро­сы (Aitia Ro­mai­ka; лат. Quaes­tio­nes Ro­ma­nae), в кото­рых рас­кры­ва­ет­ся зна­че­ние и про­ис­хож­де­ние раз­лич­ных обы­ча­ев гре­ко-рим­ско­го мира (мно­го места отведе­но вопро­сам куль­та). Сочи­не­ние Плу­тар­ха О лике на лун­ном дис­ке пред­став­ля­ет раз­лич­ные тео­рии отно­си­тель­но это­го небес­но­го тела, в кон­це Плу­тарх обра­ща­ет­ся к тео­рии, при­ня­той в Ака­де­мии Пла­то­на (Ксе­но­крат), усмат­ри­вая в Луне роди­ну демо­нов. При­стра­стия Плу­тар­ха, столь ярко про­явив­ши­е­ся в его био­гра­фи­ях, нашли отра­же­ние так­же в сбор­ни­ке лакеде­мон­ских при­сло­вий (дру­гой сбор­ник извест­ных изре­че­ний Апоф­тег­ма­ты, веро­ят­но, боль­шей частью не явля­ет­ся под­лин­ным). Самые раз­ные темы рас­кры­ва­ют в фор­ме диа­ло­га такие про­из­веде­ния, как Пир семи муд­ре­цов или Беседы на пиру (в 9 кни­гах). В Эти­ке Плу­тар­ха вклю­че­ны и неа­у­тен­тич­ные про­из­веде­ния неиз­вест­ных авто­ров. К важ­ней­шим из них при­над­ле­жат: О музы­ке, пред­став­ля­ю­щее один из глав­ных источ­ни­ков наших зна­ний об антич­ной музы­ке (Ари­сток­сен, Герак­лид Пон­тий­ский), и О вос­пи­та­нии детей, про­из­веде­ние чрез­вы­чай­но извест­ное и пере­веден­ное в эпо­ху Воз­рож­де­ния на мно­гие язы­ки. Одна­ко сво­ей сла­вой Плу­тарх обя­зан не Эти­ке, а био­гра­фи­ям. Во вступ­ле­нии к жиз­не­опи­са­нию Эми­лия Пав­ла (Aemi­lius Pau­lus) сам Плу­тарх очер­чи­ва­ет пре­сле­ду­е­мые им цели: обще­ние с вели­ки­ми людь­ми древ­но­сти несет в себе вос­пи­та­тель­ные функ­ции, а если не все жиз­не­опи­са­ния при­вле­ка­тель­ны, то ведь отри­ца­тель­ный при­мер тоже может воздей­ст­во­вать устра­шаю­ще и обра­тить на путь пра­вед­ной жиз­ни. В био­гра­фи­ях Плу­тарх сле­ду­ет уче­нию пери­па­те­ти­ков (см. Ари­сто­тель), кото­рые в обла­сти эти­ки решаю­щее зна­че­ние при­пи­сы­ва­ли дей­ст­ви­ям чело­ве­ка, утвер­ждая, что каж­дое дей­ст­вие порож­да­ет доб­ро­де­тель. Плу­тарх выст­ра­и­ва­ет их соглас­но схе­ме пери­па­те­ти­че­ских био­гра­фий, опи­сы­вая пооче­ред­но рож­де­ние, юность, харак­тер, дея­тель­ность, смерть героя и ее обсто­я­тель­ства. Желая обри­со­вать дея­ния сво­их геро­ев, Плу­тарх исполь­зо­вал доступ­ный ему исто­ри­че­ский мате­ри­ал, с кото­рым обхо­дил­ся доволь­но сво­бод­но, посколь­ку пола­гал, что пишет био­гра­фию, а не исто­рию. Его преж­де все­го инте­ре­со­вал порт­рет чело­ве­ка, и, чтобы зри­мо его пред­ста­вить, Плу­тарх охот­но при­вле­кал анек­доты. Так роди­лись кра­соч­ные, эмо­цио­наль­ные повест­во­ва­ния, успех кото­рым обес­пе­чи­ли автор­ский талант рас­сказ­чи­ка, его тяга ко все­му чело­ве­че­ско­му и воз­вы­шаю­щий душу нрав­ст­вен­ный опти­мизм. Одна­ко био­гра­фии Плу­тар­ха име­ют так­же боль­шую исто­ри­че­скую цен­ность, ибо он неод­но­крат­но обра­щал­ся к недо­ступ­ным для нас сего­дня источ­ни­кам. Писать био­гра­фии Плу­тарх начал еще в юно­сти. Вна­ча­ле он обра­тил свое вни­ма­ние на зна­ме­ни­тых людей Бео­тии: Геси­о­да, Пин­да­ра, Эпа­ми­нон­да — впо­след­ст­вии стал писать и о пред­ста­ви­те­лях дру­гих обла­стей Гре­ции: о Лео­ниде, Ари­сто­мене, Ара­те Сики­он­ском и даже о пер­сид­ском царе Арта­к­серк­се II. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Риме Плу­тарх созда­вал био­гра­фии рим­ских импе­ра­то­ров, пред­на­зна­чен­ные для гре­ков. И лишь в позд­ний пери­од он напи­сал свое важ­ней­шее про­из­веде­ние Срав­ни­тель­ные жиз­не­опи­са­ния (Bioi pa­ral­le­loi; лат. Vi­tae pa­ral­le­lae). Это были био­гра­фии выдаю­щих­ся исто­ри­че­ских лиц Гре­ции и Рима, сопо­став­лен­ные попар­но. Неко­то­рые их этих пар состав­ле­ны удач­но, как напри­мер мифи­че­ские осно­ва­те­ли Афин и Рима — Тесей и Ромул, пер­вые зако­но­да­те­ли Ликург и Нума Пом­пи­лий, вели­чай­шие вожди — Алек­сандр и Цезарь. Дру­гие сопо­став­ле­ны более про­из­воль­но: «дети сча­стья» — Тимо­ле­онт и Эми­лий Павел, или пара, иллю­ст­ри­ру­ю­щая пре­врат­но­сти чело­ве­че­ских судеб — Алки­ви­ад и Корио­лан. После био­гра­фий Плу­тарх давал общую харак­те­ри­сти­ку, срав­не­ние двух обра­зов (synkri­sis). Лишь у несколь­ких пар это сопо­став­ле­ние отсут­ст­ву­ет, в част­но­сти у Алек­сандра и Цеза­ря. Все­го было 23 пары, пред­став­лен­ные в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке. Сохра­ни­лось 22 пары (утра­че­ны жиз­не­опи­са­ния Эпа­ми­нон­да и Сци­пи­о­на) и четы­ре еди­нич­ных жиз­не­опи­са­ния более ран­не­го пери­о­да: Ара­та Сики­он­ско­го, Арта­к­серк­са II, Галь­бы и Ото­на. Всю свою жизнь Плу­тарх посвя­тил обще­ст­вен­ной и поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, а преж­де все­го — педа­го­ги­ке. Изо всех сил он ста­рал­ся пока­зать куль­тур­ную роль Гре­ции. До кон­ца антич­но­сти и в Визан­тии Плу­тарх поль­зо­вал­ся гром­кой сла­вой вели­чай­ше­го вос­пи­та­те­ля и фило­со­фа. В эпо­ху Ренес­сан­са (XV в.) най­ден­ные сочи­не­ния Плу­тар­ха, пере­веден­ные на латин­ский язык, вновь ста­ли осно­вой евро­пей­ской педа­го­ги­ки. Чаще все­го чита­ли трак­тат О вос­пи­та­нии детей, до нача­ла XIX в. счи­тав­ший­ся аутен­тич­ным.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА