Античные писатели

ПОЛИБИЙ; Po­ly­bios, из Мега­ло­по­ля в Арка­дии, ок. 200 — ок. 118 гг. до н. э., гре­че­ский исто­рик. Сын Ликор­та, вли­я­тель­но­го поли­ти­ка и гла­вы Ахей­ско­го сою­за, с юно­сти при­ни­мал уча­стие в воен­ной и поли­ти­че­ской жиз­ни. В 169 г. во вре­мя III Македон­ской вой­ны стал гип­пар­хом (пред­во­ди­те­лем кон­ни­цы). Ездил с посоль­ст­вом к кон­су­лу Ман­лию. После победы под Пид­ной (168 г. до н. э.) рим­ляне захва­ти­ли 1000 залож­ни­ков из самых знат­ных ахей­ских семей, в чис­ле кото­рых был и Поли­бий. В Риме он подру­жил­ся с сыно­вья­ми Эми­лия Пав­ла, победи­те­ля под Пид­ной, а в осо­бен­но­сти со Сци­пи­о­ном Млад­шим. Осво­бож­ден­ный вме­сте с дру­ги­ми залож­ни­ка­ми, в 151 г. воз­вра­тил­ся на роди­ну, совер­шал мно­го­чис­лен­ные путе­ше­ст­вия, часто при­ез­жал в Рим по при­гла­ше­нию Сци­пи­о­на, кото­рый исполь­зо­вал его позна­ния в воен­ном деле. В 146 г. до н. э. стал свиде­те­лем взя­тия Кар­фа­ге­на. В том же году после взя­тия рим­ля­на­ми Корин­фа и его раз­ру­ше­ния Поли­бий при­нял на себя посред­ни­че­скую роль в уре­гу­ли­ро­ва­нии отно­ше­ний в поко­рен­ной Гре­ции. По-види­мо­му, Поли­бий участ­во­вал и в оса­де Нуман­ции Сци­пи­о­ном в 133 г. до н. э. Послед­ние годы жиз­ни Поли­бий про­вел на родине, умер в воз­расте 82 лет, веро­ят­но, вслед­ст­вие паде­ния с лоша­ди. Глав­ное про­из­веде­ние Поли­бия — Исто­рия в 40 кни­гах — явля­ет­ся все­мир­ной исто­ри­ей, в кото­рой автор пока­зал, как в тече­ние 50 лет, от нача­ла II Пуни­че­ской вой­ны до кон­ца III Македон­ской, Рим объ­еди­нил под сво­ей вла­стью почти весь насе­лен­ный мир того вре­ме­ни. Поли­бий, грек, был пер­вым исто­ри­ком, открыв­шим вели­чие Рима как гре­кам, так и самим рим­ля­нам. При­чи­ны побед рим­лян Поли­бий видел в так­ти­че­ском совер­шен­стве леги­о­на, а так­же в сме­шан­ном государ­ст­вен­ном устрой­стве Рима, соеди­нив­шим в себе эле­мен­ты монар­хии, ари­сто­кра­тии и демо­кра­тии. Чтобы про­яс­нить кар­ти­ну, Поли­бий опи­сал во вступ­ле­нии собы­тия I Пуни­че­ской вой­ны, а в про­цес­се напи­са­ния после­дую­щих частей про­из­веде­ния рас­ши­рил пер­во­на­чаль­ный план опи­са­ния взя­тия и раз­ру­ше­ния Кар­фа­ге­на и Корин­фа. Таким обра­зом, про­из­веде­ние охва­ты­ва­ло пери­од 264—146 гг. до н. э. От Исто­рии Поли­бия сохра­ни­лось 5 началь­ных книг, осталь­ные мы име­ем в выдерж­ках, извест­ней­шей из кото­рых пред­став­ля­ет­ся выдерж­ка из кн. VI (отступ­ле­ние о государ­стве, фор­мах прав­ле­ния, срав­не­ние обще­ст­вен­но­го строя Рима с поли­ти­че­ской струк­ту­рой гре­че­ских государств и Кар­фа­ге­на). Поли­бий опи­сы­вал собы­тия хро­но­ло­ги­че­ски, по олим­пи­а­дам, под­ра­жая в этом Тимею. В отно­ше­нии совре­мен­ных ему фак­тов Поли­бий (в соот­вет­ст­вии с тра­ди­ци­я­ми гре­че­ской исто­рио­гра­фии) пола­гал­ся преж­де все­го на соб­ст­вен­ную память и на сооб­ще­ния оче­вид­цев, зато для рекон­струк­ции собы­тий про­шло­го исполь­зо­вал работы сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, интер­пре­ти­руя их в све­те соб­ст­вен­но­го зна­ния. Порой он обра­щал­ся и к ори­ги­наль­ным доку­мен­там, как, напри­мер поста­нов­ле­ния рим­ско­го сена­та, тор­го­вые дого­во­ры, доку­мен­ты из гре­че­ских архи­вов. Сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, а осо­бен­но Тимея, Поли­бий рез­ко кри­ти­ко­вал, при слу­чае изла­гая соб­ст­вен­ный исто­ри­че­ский метод. С одной сто­ро­ны, он высту­пал про­тив чрез­мер­ной дра­ма­ти­за­ции опи­сы­вае­мых собы­тий, кото­рая обыч­но при­во­ди­ла к иска­же­нию исти­ны ради эффек­та. Исто­ри­ков это­го направ­ле­ния, пред­ста­ви­те­лем кото­ро­го был Филарх, Поли­бий обви­ня­ет в том, что они высту­па­ют в боль­шей сте­пе­ни тра­ги­че­ски­ми поэта­ми, чем исто­ри­ка­ми. А с дру­гой сто­ро­ны, поле­ми­зи­руя с Тиме­ем, дока­зы­ва­ет, что исто­ри­ку недо­ста­точ­но зна­ко­мить­ся с опи­сы­вае­мы­ми собы­ти­я­ми лишь по кни­гам. Он дол­жен знать по лич­ным впе­чат­ле­ни­ям стра­ну, о кото­рой пишет, и преж­де все­го — места важ­ней­ших сра­же­ний. Так­же он сам дол­жен быть воен­ным и поли­ти­ком, чтобы его про­из­веде­ние мог­ли с поль­зой для себя читать вожди и государ­ст­вен­ные дея­те­ли. В этой кон­цеп­ции, исхо­дя­щей от Фукидида, Поли­бий про­воз­гла­шал прин­цип бес­при­страст­но­сти исто­ри­ка, одна­ко сам ему не сле­до­вал ни в отно­ше­нии совре­мен­ни­ков, ни в отно­ше­нии пред­ше­ст­вен­ни­ков. Порой он испол­нен гне­ва, нена­ви­сти, разо­ча­ро­ва­ния, в дру­гом же месте — вос­хи­ще­ния. Он иде­а­ли­зи­ру­ет свою роди­ну и Ахей­ский союз. Поли­бий не стре­мил­ся к кра­соч­но­сти повест­во­ва­ния. Его стиль шеро­хо­ва­тый и жест­кий. Но ино­гда он ста­но­вит­ся очень живым, а неко­то­рые сце­ны, как напри­мер объ­яв­ле­ние Пто­ле­мея V царем и свя­зан­ные с этим собы­тия в Алек­сан­дрии, напи­са­ны ярко и инте­рес­но. Дру­гие про­из­веде­ния Поли­бия: Фило­пе­мен в 3 кни­гах — хва­ла пред­во­ди­те­лю Ахей­ско­го сою­за, напи­сан­ная после 183 г., а так­же несо­хра­нив­ше­е­ся про­из­веде­ние, посвя­щен­ное так­ти­ке, и моно­гра­фия о Нуман­тин­ской войне. К Исто­рии Поли­бия неод­но­крат­но обра­щал­ся Ливий, места­ми про­сто пере­во­дя ее. Из гре­че­ских исто­ри­ков дело Поли­бия про­дол­жи­ли Посидо­ний и Стра­бон, его исполь­зо­ва­ли Дио­дор и Плу­тарх. В визан­тий­скую эпо­ху вышел пере­сказ про­из­веде­ния (см. вступ. ста­тью).

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Стела с изображение греческого историка Полибия.
Ок. 140 г. н. э. Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА