Античные писатели

ПОРФИРИЙ; Por­phy­rios, ок. 234 — ок. 303 гг. н. э., гре­че­ский писа­тель, фило­соф, фило­лог, рели­гио­вед. Родил­ся в Тире или в Бата­нее (Пале­сти­на), изна­чаль­но носил сирий­ское имя Малх. Сна­ча­ла был уче­ни­ком Ори­ге­на в Кеса­рии Пале­стин­ской, там при­нял хри­сти­ан­ство, кото­рое впо­след­ст­вии отри­цал в про­из­веде­нии Про­тив хри­сти­ан (Ka­ta chris­tia­non) в 15 кни­гах. Грам­ма­ти­ку и рито­ри­ку изу­чал в Афи­нах под руко­вод­ст­вом Кас­сия Лон­ги­на, а на трид­ца­том году жиз­ни при­был в Рим, где сде­лал­ся пре­дан­ным уче­ни­ком Пло­ти­на. После смер­ти учи­те­ля (270 г. н. э.), в цар­ст­во­ва­ние импе­ра­то­ра Авре­ли­а­на, открыл соб­ст­вен­ную шко­лу. От мно­го­чис­лен­ных про­из­веде­ний Пор­фи­рия сохра­ни­лись толь­ко назва­ния и фраг­мен­ты. Более все­го сочи­не­ний он посвя­тил пояс­не­ни­ям к уче­нию Пло­ти­на и его защи­те. Напи­сал так­же мно­же­ство ком­мен­та­ри­ев к сочи­не­ни­ям Пла­то­на. Ясное и логич­ное изло­же­ние им систе­мы нео­пла­то­низ­ма при­ве­ло к его рас­про­стра­не­нию. Мисти­че­ское уче­ние о рас­т­во­ре­нии души в Боге (экс­та­зе) через позна­ние все более совер­шен­ных сущ­но­стей лежит в осно­ве его систе­мы. Для дости­же­ния этой цели, соглас­но Пор­фи­рию, нуж­но очи­ще­ние души посред­ст­вом аске­ти­че­ских упраж­не­ний, напри­мер веге­та­ри­ан­ским обра­зом жиз­ни. Хотя Пло­тин отверг Кате­го­рии Ари­сто­те­ля, Пор­фи­рий ком­мен­ти­ру­ет их во Введе­нии и рас­кры­ва­ет через вопро­сы и отве­ты. Пере­во­ды и обра­бот­ки его сочи­не­ний: Введе­ние (Eisa­go­ge) и О пяти поня­ти­ях (Pe­ri ton pen­te pho­non) — слу­жи­ли учеб­ни­ком логи­ки в сред­не­ве­ко­вой Визан­тии и на Запа­де. Как грам­ма­тик он зани­мал­ся иссле­до­ва­ни­ем Гоме­ра, но здесь он не был ори­ги­на­лен. Обыч­но ссы­лал­ся на источ­ни­ки, что поз­во­ля­ет нам луч­ше узнать твор­че­ство его пред­ше­ст­вен­ни­ков.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА