Античные писатели

ПРОДИК; Pro­di­kos, с ост­ро­ва Кеос, ок. 470 — после 400 гг. до н. э., гре­че­ский софист. Воз­мож­но, был уче­ни­ком Про­та­го­ра. В 431 или в 421 г. до н. э. при­был с посоль­ст­вом в Афи­ны, где полу­чил гром­кое при­зна­ние. Уче­ни­ка­ми Про­ди­ка, по пре­да­нию, были Еври­пид, Фукидид, Фера­мен и Исо­крат. Про­дик зани­мал­ся сино­ни­ми­кой, под­чер­ки­вая раз­ли­чия меж­ду сло­ва­ми с похо­жим зна­че­ни­ем. Он раз­ви­вал уче­ние Про­та­го­ра о пра­виль­ной речи, ока­зал вли­я­ние на Анти­сфе­на. Пла­тон пола­гал, что сино­ни­ми­ка Про­ди­ка была под­гото­ви­тель­ным эта­пом к уче­нию Сокра­та о дефи­ни­ци­ях. Един­ст­вен­ным про­из­веде­ни­ем Про­ди­ка, о кото­ром извест­но досто­вер­но, явля­ют­ся Вре­ме­на года (Ho­rai), в кото­рых автор дока­зы­вал, что воз­ник­но­ве­ние зем­леде­лия при­ве­ло к раз­ви­тию чело­ве­че­ской куль­ту­ры; он пред­ста­вил так­же тео­рию про­ис­хож­де­ния рели­гии. Про­дик был созда­те­лем тео­рии, про­воз­гла­шав­шей, что люди ста­ли возда­вать боже­ст­вен­ные поче­сти полез­ным для них вещам (род фети­шиз­ма), а затем их изо­бре­та­те­лям (тео­рия, позд­нее назван­ная эвфе­ме­риз­мом; см. Эвге­мер); он пер­вый объ­яс­нил про­ис­хож­де­ние рели­гии пси­хо­ло­ги­че­ски­ми при­чи­на­ми (чув­ство бла­го­дар­но­сти) и обо­зна­чил два эта­па ее раз­ви­тия. Назва­ние про­из­веде­ния он свя­зы­вал с боги­ня­ми вре­мен года, почи­тае­мы­ми на Кео­се. Из это­го про­из­веде­ния взят рас­сказ о Герак­ле на рас­пу­тье, кото­рый в кон­це кон­цов выби­ра­ет тяж­кий путь доб­ро­де­те­ли; он свиде­тель­ст­ву­ет, что Про­дик не был гедо­ни­стом и не при­зна­вал эти­че­ско­го реля­ти­виз­ма. (Этот рас­сказ изве­стен нам толь­ко в обра­бот­ке Ксе­но­фон­та в Вос­по­ми­на­ни­ях о Сокра­те). Про­дик высту­па­ет в Про­та­го­ре Пла­то­на.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА