Античные писатели

ПРОПЕРЦИЙ, Секст; Pro­per­tius, Sex­tus, ок. 50 г. до н. э. — меж­ду 15 и 2 гг. до н. э., рим­ский поэт. Родил­ся в Асси­зи в Умбрии, рано поте­рял отца. Иму­ще­ство семьи частич­но под­верг­лось кон­фис­ка­ции в 41—40 гг. до н. э. в поль­зу вете­ра­нов Окта­ви­а­на. Одна­ко Про­пер­цию хва­ти­ло денег, чтобы учить­ся в Риме, где он вско­ре пол­но­стью посвя­тил себя поэ­ти­че­ско­му твор­че­ству. Опуб­ли­ко­ван­ная в 28 г. до н. э. пер­вая кни­га любов­ных эле­гий Про­пер­ция при­влек­ла вни­ма­ние Меце­на­та. Таким обра­зом Про­пер­ций вошел в круг поэтов, собрав­ших­ся вокруг это­го чело­ве­ка. Он вос­хи­щал­ся Вер­ги­ли­ем, но не был с ним дру­жен, нико­гда не поль­зо­вал­ся он и рас­по­ло­же­ни­ем Гора­ция. Твор­че­ство Про­пер­ция вклю­ча­ет 4 кни­ги эле­гий. Кн. I содер­жит 22 субъ­ек­тив­ные любов­ные эле­гии (см. Галл), посвя­щен­ные воз­люб­лен­ной поэта, кото­рую Про­пер­ций назы­ва­ет Цин­ти­ей (ее насто­я­щее имя было Гостия). Цин­тия тем не менее не явля­ет­ся вымыш­лен­ным лицом, несмот­ря на то что в посвя­щен­ных ей сти­хах мы нахо­дим так­же мно­же­ство тра­ди­ци­он­ных обра­зов и моти­вов, в основ­ном взя­тых из гре­че­ской эпи­грам­мы. Эле­гии пер­вой кни­ги опи­сы­ва­ют раз­ви­тие люб­ви и ее отдель­ные эта­пы: ссо­ры и при­ми­ре­ния, рев­ность, изме­ны и воз­вра­ще­ния. Чув­ство поэта бур­ное и страст­ное. В его сти­хах нет ни малей­ше­го отго­лос­ка поли­ти­че­ской жиз­ни. Осталь­ные кни­ги были изда­ны уже после смер­ти поэта. Субъ­ек­тив­ные любов­ные эле­гии содер­жа­ла и кн. II. В то же вре­мя Про­пер­ций отвер­га­ет уго­во­ры Меце­на­та, кото­рый скло­ня­ет его напи­сать эпос об исто­рии Рима. Нако­нец Про­пер­ций рас­ста­ет­ся с Цин­ти­ей, в кн. III он посвя­ща­ет ей толь­ко три эле­гии. Пер­вая эле­гия этой кни­ги про­воз­гла­ша­ет новую поэ­ти­че­скую про­грам­му Про­пер­ция, кото­рый стре­мит­ся стать рим­ским Кал­ли­ма­хом. В кн. III мы нахо­дим так­же два тре­на (на смерть Пета, дру­га поэта, и Мар­цел­ла, пле­мян­ни­ка Авгу­ста), а так­же пре­крас­ную песнь, сла­вя­щую кра­соты Ита­лии. В кн. IV Про­пер­ций попы­тал­ся хотя бы частич­но испол­нить поже­ла­ние Меце­на­та и про­сла­вить про­шлое Рима в этио­ло­ги­че­ских эле­ги­ях по образ­цу Кал­ли­ма­ха, то есть такие, кото­рые объ­яс­ня­ют про­ис­хож­де­ние обы­ча­ев, назва­ний, памят­ни­ков и т. д. Из 11 эле­гий 5 носят подоб­ный харак­тер. Они рас­ска­зы­ва­ют о Тар­пей­ской ска­ле, о про­ис­хож­де­нии про­зви­ща Юпи­те­ра «Фере­трий», о построй­ке так назы­вае­мо­го fo­rum boa­rium и алта­ря Гер­ку­ле­са, о ста­туе бога Вер­тум­на и, нако­нец, о построй­ке Авгу­стом хра­ма Апол­ло­на на Пала­тине. В двух эле­ги­ях опять появ­ля­ет­ся Цин­тия. Кни­ги замы­ка­ет эле­гия в фор­ме моно­ло­га умер­шей Кор­не­лии. Про­из­веде­ния Про­пер­ция отли­ча­ет тем­пе­ра­мент­ность, а порой и нема­лое чув­ство юмо­ра. Поэт пред­ста­ет город­ским чело­ве­ком, у него почти нет сель­ских моти­вов, зато мно­же­ство зари­со­вок, напо­ми­наю­щих опи­са­ния про­из­веде­ний искус­ства, как напри­мер эле­гия, опи­сы­ваю­щая спя­щую Цин­тию, или встре­ча с аму­ра­ми, кото­рые ночью про­во­жа­ют до дому не слиш­ком трез­во­го поэта. Стиль Про­пер­ция харак­те­ри­зу­ет­ся про­стотой, хотя он и насы­щен эруди­ци­ей, ино­гда чрез­мер­но, осо­бен­но там, где высту­па­ет рито­ри­ка. Все его эле­гии пол­ны оба­я­ния, фан­та­зии и живо­сти чувств.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА