Античные писатели

СИЛИЙ ИТАЛИК, Тибе­рий Катий Аско­ний; Si­lius Ita­li­cus, Ti­be­rius Ca­tius As­co­nius, ок. 26 — ок. 101 гг. н. э., рим­ский эпи­че­ский поэт. Кон­сул в 68 г., про­кон­сул Азии ок. 77 г., он уда­лил­ся от поли­ти­че­ской жиз­ни в дерев­ню и жил в сво­их име­ни­ях в Кам­па­нии как соби­ра­тель книг и про­из­веде­ний искус­ства. Купил вил­лу Цице­ро­на, кото­рым вос­хи­щал­ся, и соб­ст­вен­ность под Неа­по­лем, где нахо­ди­лась моги­ла Вер­ги­лия, кото­ро­го он глу­бо­ко чтил. Тогда же начал зани­мать­ся лите­ра­тур­ным твор­че­ст­вом. Над фор­мой сво­его эпо­са он трудил­ся до 76 года жиз­ни, когда, стра­дая от неиз­ле­чи­мой болез­ни, покон­чил жизнь само­убий­ст­вом, выбрав голод­ную смерть. Силий Ита­лик напи­сал одну из самых длин­ных латин­ских поэм (при­мер­но 12 тысяч сти­хов), исто­ри­че­ский эпос в 17 кни­гах под назва­ни­ем Пуни­ка (то есть Повесть о Пуни­че­ской войне), в кото­ром опи­сал исто­рию вто­рой Пуни­че­ской вой­ны. Взяв за обра­зец Эне­иду Вер­ги­лия, Силий Ита­лик вос­про­из­вел в гекза­мет­рах собы­тия, опи­сан­ные Ливи­ем: боги, как и в Эне­иде, руко­во­дят ходом собы­тий на зем­ле; на сто­роне рим­лян сто­ит Вене­ра, на сто­роне кар­фа­ге­нян — Юно­на. В поэ­ме Силия Ита­ли­ка мы нахо­дим все тра­ди­ци­он­ные эле­мен­ты эпо­са, как то: опи­са­ние щита, спис­ки наро­дов, игры в честь погиб­ших, сце­на в под­зем­ном мире, мно­го­чис­лен­ные кро­ва­вые и монотон­ные опи­са­ния битв и мно­же­ство речей, кото­рые состав­ля­ют почти треть про­из­веде­ния. Поэ­ма про­из­во­дит впе­чат­ле­ние неза­кон­чен­но­сти, посколь­ку в кон­це автор зато­ро­пил­ся, чтобы успеть опи­сать все собы­тия. Повсюду, осо­бен­но в речах и опи­са­ни­ях, чув­ст­ву­ет­ся вли­я­ние рито­ри­ки и свой­ст­вен­ная ей пате­тич­ность. Автор с при­стра­сти­ем опи­сы­ва­ет сце­ны жесто­ко­сти и чуде­са. Эти чер­ты соот­вет­ст­ву­ют тен­ден­ци­ям лите­ра­ту­ры того вре­ме­ни. Эпос пред­став­ля­ет­ся насквозь рим­ским, насы­щен­ным искрен­ним пат­рио­тиз­мом, а глав­ным его геро­ем ста­но­вит­ся рим­ский народ. Силий Ита­лик заве­до­мо избе­гал поли­ти­че­ской акту­а­ли­за­ции, наме­ков на совре­мен­ность. В про­из­веде­нии часто ощу­ща­ет­ся вли­я­ние стои­че­ской фило­со­фии, напри­мер, рим­лян побуж­да­ют к дей­ст­вию доб­ро­де­те­ли (отва­га); кар­фа­ге­няне дей­ст­ву­ют под вли­я­ни­ем аффек­тов: нена­ви­сти и гне­ва; стои­че­ский образ Гер­ку­ле­са на рас­пу­тье был заме­нен внут­рен­ней борь­бой в душе Сци­пи­о­на. Силий Ита­лик не был вели­ким поэтом, ему не уда­лось поэ­ти­че­ски офор­мить исто­ри­че­ский мате­ри­ал в еди­ное целое. Поэ­ти­че­ской цель­но­стью обла­да­ют толь­ко отдель­ные эпи­зо­ды. Язык Силия Ита­ли­ка ясный, про­стой, стих, хотя и тща­тель­но обра­ботан­ный, порой гре­шит монотон­но­стью и несрав­ним с образ­ца­ми поэта. Это про­из­веде­ние не ока­за­ло зна­чи­тель­но­го вли­я­ния на потом­ков. Силию Ита­ли­ку ино­гда при­пи­сы­ва­ют так­же автор­ство поэ­мы Латин­ская Или­а­да, но это пред­по­ло­же­ние не име­ет доста­точ­ных осно­ва­ний.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА