Античные писатели

СИНЕСИЙ; Sy­ne­sios, из Кире­ны, ок. 370 — ок. 415 гг. н. э., гре­че­ский фило­соф и поэт. Про­ис­хо­дил из древ­ней бога­той язы­че­ской семьи из Кире­ны. Учил­ся в Алек­сан­дрии, в том чис­ле и у Ипа­тии. Несколь­ко лет про­вел в Афи­нах. Уна­сле­до­вав от отца земель­ные вла­де­ния, осел в Кирене, откуда по делам род­ст­вен­ни­ков поехал в Кон­стан­ти­но­поль. Здесь он жил с 399 по 402 г. н. э. Как защит­ник жите­лей Кире­ны от кочев­ни­ков из пусты­ни и импе­ра­тор­ских чинов­ни­ков, в 410 г., несмот­ря на нео­пла­то­ни­че­ские взгляды, был избран епи­ско­пом Пто­ле­меи и лишь потом при­нял хри­сти­ан­ство. Лите­ра­тур­ное наследие Сине­сия почти пол­но­стью отно­сит­ся к пери­о­ду до 410 г. В более позд­ний пери­од были созда­ны две или три речи, про­по­веди и неко­то­рые гим­ны, а так­же 156 писем. Пер­вым сохра­нив­шим­ся про­из­веде­ни­ем Сине­сия явля­ет­ся О цар­ской вла­сти (Pe­ri ba­si­leias). Это речь, адре­со­ван­ная импе­ра­то­ру Арка­дию, в кото­рой автор дает волю сво­е­му недо­воль­ству отно­ше­ни­я­ми при импе­ра­тор­ском дво­ре и обра­ща­ет вни­ма­ние на опас­но­сти, гро­зя­щие рим­ско­му государ­ству вслед­ст­вие дур­ной поли­ти­ки импе­ра­то­ра. В про­из­веде­нии Еги­пет­ские пове­сти, или О про­виде­нии (Aigyp­tioi lo­goi e pe­ri pro­noias) автор в алле­го­ри­че­ском повест­во­ва­нии о Тифоне, вопло­ще­нии зла, и Оси­ри­се, послан­ни­ке добра, рас­ска­зы­ва­ет о пере­мен­чи­вой судь­бе пре­фек­та Авре­ли­а­на. В сочи­не­нии Дион, или О сво­ей жиз­ни (Dion e pe­ri tes kat’ auton dia­lo­go­ges) Сине­сий изла­га­ет свой фило­соф­ский иде­ал жиз­ни, ори­ен­ти­ру­ясь при этом на жизнь сво­его люби­мо­го фило­со­фа Дио­на Хри­зо­сто­ма. Самым читае­мым было про­из­веде­ние Сине­сия О снах (Pe­ri enyp­nion), кото­рое поль­зо­ва­лось успе­хом в Визан­тий­ской импе­рии, у ита­льян­цев эпо­хи Ренес­сан­са, а так­же сре­ди пси­хо­ана­ли­ти­ков шко­лы З. Фрей­да. Под вли­я­ни­ем кини­ков он напи­сал неболь­шое сочи­не­ние — лите­ра­тур­ную шут­ку Похва­ла лысине (Fa­lak­ras en­ko­mion). От поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства Сине­сия сохра­ни­лось 10 гим­нов на хри­сти­ан­скую тема­ти­ку. Содер­жа­ние гим­нов демон­стри­ру­ет сме­ше­ние нео­пла­то­ни­че­ских и хри­сти­ан­ских идей. В фило­со­фии Сине­сий тоже пытал­ся объ­еди­нить нео­пла­то­низм с хри­сти­ан­ст­вом. Сине­сий не был ори­ги­наль­ным твор­цом, но он умел искус­но под­ра­жать сво­им пред­ше­ст­вен­ни­кам. Наряду с сочи­не­ни­ем О снах извест­но­стью до XIV в. поль­зо­ва­лись его пись­ма, кото­рые нашли боль­шое чис­ло под­ра­жа­те­лей.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ДЕМАД • ДИФИЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА