СОФИСТЫ.

1. V—IV вв. до н. э. — Изна­чаль­но софи­стом назы­ва­ли каж­до­го, кто отли­чал­ся выда­ю­щи­ми­ся позна­ни­я­ми или ред­ки­ми уме­ни­я­ми (напри­мер, Соло­на, Пифа­го­ра, семь муд­ре­цов и натур­фи­ло­со­фов). С сере­ди­ны V в. до н. э. так ста­ли назы­вать себя стран­ству­ю­щие учи­те­ля муд­ро­сти. Одна­ко насмеш­ки ста­ро­ат­ти­че­ской коме­дии, а преж­де все­го диа­ло­ги Пла­то­на (Про­та­гор, Гор­гий, Гип­пий, Эвти­дем), при­да­ли это­му пер­во­на­чаль­но высо­ко­му опре­де­ле­нию уни­чи­жи­тель­ное зна­че­ние. Пла­тон упре­кал софи­стов в том, что они ищут не исти­ны, а соб­ствен­ной сла­вы и богат­ства (запра­ши­вая высо­кие гоно­ра­ры за инди­ви­ду­аль­ные или груп­по­вые заня­тия). Кро­ме это­го, он кри­ти­ко­вал их само­вос­хва­ле­ние, болт­ли­вость и стрем­ле­ние побе­дить про­тив­ни­ка любой ценой (не все­гда при помо­щи кор­рект­ных аргу­мен­тов). Боль­шая часть сочи­не­ний софи­стов утра­че­на. Сохра­ни­лись толь­ко неко­то­рые про­из­ве­де­ния Гор­гия, отрыв­ки из Про­та­го­ра, Двой­ные речи неиз­вест­но­го авто­ра и пара дру­гих фраг­мен­тов. Софи­сты были соеди­ни­тель­ным зве­ном меж­ду досо­кра­ти­че­ской натур­фи­ло­со­фи­ей и сокра­ти­ста­ми, зани­мав­ши­ми­ся эти­че­ски­ми про­бле­ма­ми, но не состав­ля­ли еди­ной груп­пы и часто рас­хо­ди­лись во взгля­дах. Сами они пола­га­ли, что зани­ма­ют сред­нее поло­же­ние меж­ду фило­со­фа­ми и поли­ти­ка­ми (Про­дик) или фило­со­фа­ми и рито­ра­ми (Алки­ме­дам). Чер­ты, общие для боль­шин­ства софи­стов: 1. Тен­ден­ция обу­чать житей­ской муд­ро­сти и доб­ро­де­те­ли. Прав­да, они раз­ли­ча­лись мето­да­ми софи­сти­че­ско­го вос­пи­та­ния (напри­мер, Про­та­гор счи­тал, что уче­ни­ки Гип­пия напрас­но изу­ча­ют ариф­ме­ти­ку, аст­ро­но­мию, гео­мет­рию и музы­ку), но всех их учи­ли рито­ри­ке (искус­ству дока­за­тель­ства) и эри­сти­ке (искус­ству веде­ния спо­ра). Целью софи­стов было фор­ми­ро­ва­ние поли­ти­че­ских лиде­ров, уме­ю­щих убе­ди­тель­но высту­пать перед тол­пой. Даже Гор­гий, кото­рый утвер­ждал, что он не учит житей­ской муд­ро­сти, стре­мил­ся к той же цели. Софи­сты сами писа­ли учеб­ни­ки по рито­ри­ке (напри­мер Гор­гий). 2. Энцик­ло­пе­ди­че­ская эру­ди­ция. Про­та­гор, Гор­гий, Про­дик и преж­де все­го Гип­пий рас­ска­зы­ва­ли в сво­их тру­дах о раз­лич­ных обла­стях зна­ния. 3. Линг­ви­сти­че­ские инте­ре­сы. Зани­ма­ясь эти­мо­ло­ги­ей, лек­си­ко­гра­фи­ей и син­так­си­сом, они зало­жи­ли осно­вы антич­но­го язы­ко­зна­ния. Сино­ни­ми­ка Про­ди­ка ока­за­ла вли­я­ние на сокра­ти­ко-пла­то­ни­че­ское и ари­сто­телев­ское искус­ство дефи­ни­ций. Зани­ма­лись они так­же эсте­ти­кой и поэ­ти­кой. 4. Кри­ти­ка онто­ло­гии эле­а­тов (Зенон Элей­ский, Пар­ме­нид). Про­та­гор и Гор­гий отри­ца­ли онто­ло­гию и эпи­сте­мо­ло­гию эле­а­тов, счи­тав­ших, что суще­ству­ет еди­ное веч­ное и неиз­мен­ное бытие, позна­ва­е­мое толь­ко разу­мом. Софи­сты про­воз­гла­си­ли сен­су­а­лизм и реля­ти­визм, отри­цая суще­ство­ва­ние объ­ек­тив­ной исти­ны. Неко­то­рые из них (напри­мер Ксе­ни­ад из Корин­фа) вооб­ще отвер­га­ли воз­мож­ность позна­ния. Зато диа­лек­ти­ка эле­а­тов, а осо­бен­но их пара­док­саль­ные дово­ды про­тив дви­же­ния, ока­за­ла зна­чи­тель­ное вли­я­ние на эри­сти­ку софи­стов. 5. Убеж­ден­ность в про­ти­во­ре­чии меж­ду при­ро­дой (physis) и услов­но­стя­ми (nomos). Сочи­не­ния ионий­ских лого­гра­фов и Герод­о­та объ­яс­ни­ли гре­кам, что в раз­ных госу­дар­ствах гос­под­ству­ют раз­ные, часто про­ти­во­ре­ча­щие друг дру­гу обы­чаи и зако­ны, кото­рые не могут про­ис­хо­дить от богов и долж­ны быть делом людей. Этим чело­ве­че­ским зако­нам софи­сты про­ти­во­по­став­ля­ли зако­ны при­ро­ды. Чело­ве­че­ский закон ста­ли счи­тать либо выдум­кой сла­бых людей, сдер­жи­ва­ю­щей раз­ви­тие выда­ю­щих­ся лич­но­стей (Кал­ли­кл в Гор­гии Пла­то­на), либо созда­ни­ем силь­ных лич­но­стей для под­чи­не­ния сла­бых (Анти­фонт). Неко­то­рые счи­та­ли, что госу­дар­ство — резуль­тат дого­во­ра, кото­рый гаран­ти­ру­ет его участ­ни­кам лич­ную без­опас­ность. Закон при­ро­ды вос­при­ни­мал­ся как пра­во силь­ней­ше­го, но неко­то­рые софи­сты (Гип­пий, Анти­фон, Алки­мад) про­воз­гла­ша­ли, что все люди (даже рабы) рав­ны от при­ро­ды. Софи­сты так­же нача­ли раз­мыш­лять над про­ис­хож­де­ни­ем рели­гии и дали два рацио­на­ли­сти­че­ских отве­та (тео­рии Про­ди­ка и Кри­тия). Они созда­ли кон­цеп­цию раз­ви­тия обще­ства от при­ми­тив­ных, почти живот­ных, форм ко все более совер­шен­ным (сле­ды этих взгля­дов — у Кри­тия, Про­ди­ка, Про­та­го­ра), отбро­сив ста­рое пред­став­ле­ние о золо­том веке чело­ве­че­ства (высту­па­ю­щий у Геси­о­да). Зна­че­ние софи­стов не огра­ни­чи­ва­ет­ся их соб­ствен­ны­ми дости­же­ни­я­ми, а осно­ва­но на том, что они впер­вые поста­ви­ли опре­де­лен­ные вопро­сы, отве­ты на кото­рые ищут по сей день. Вли­я­ние софи­стов было огром­ным. Они в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни повли­я­ли на лите­ра­ту­ру. Ста­ро­ат­ти­че­ская коме­дия пока­зы­ва­ет, как обсуж­да­лись их тези­сы (Обла­ка Ари­сто­фа­на). Сокра­ти­сты хоте­ли одо­леть софи­сти­ку, но имен­но поэто­му ока­за­лись в кру­гу под­ня­той ею про­бле­ма­ти­ки. Ари­сто­тель в сво­их эти­че­ских, поли­ти­че­ских и рито­ри­че­ских воз­зре­ни­ях гораз­до в боль­шей сте­пе­ни зави­сит от софи­стов, чем он сам при­зна­ет. Отзву­ки софи­сти­ки оче­вид­ны у Фуки­ди­да и в неко­то­рых меди­цин­ских сочи­не­ни­ях из Гип­по­кра­то­ва кор­пу­са, а так­же у скеп­ти­ков. Еври­пи­да счи­та­ли софи­сти­че­ским поэтом, посколь­ку он вкла­ды­вал в уста сво­их геро­ев софи­сти­че­ские изре­че­ния.

2. Во вре­ме­на Рим­ской Импе­рии, осо­бен­но начи­ная со II в. н. э., поня­тие софи­сти­ки при­об­ре­ло новое зна­че­ние (хотя софи­сты этой эпо­хи име­ли доста­точ­но осно­ва­ний пола­гать, что при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ций Гор­гия). Софи­ста­ми часто назы­ва­ли рито­ров и учи­те­лей рито­ри­ки, кото­рая слу­жи­ла в основ­ном для состав­ле­ния образ­цо­вых речей все более лите­ра­тур­но­го харак­те­ра. Этот пери­од в исто­рии гре­че­ской лите­ра­ту­ры назы­ва­ют вто­рой софи­сти­кой. Этот тер­мин появил­ся впер­вые в Жиз­не­опи­са­ни­ях софи­стов Фило­стра­та II, кото­рый и сам был софи­стом, пред­ста­ви­те­лем вто­рой софи­сти­ки. Дру­гие ее пред­ста­ви­те­ли — это преж­де все­го Дион Прус­ский, Герод Аттик, Элий Ари­стид, Мак­сим Тир­ский, Луки­ан. Посколь­ку рито­ри­ка гос­под­ство­ва­ла в шко­ле, осо­бен­но в выс­шей, софи­сти­ка игра­ла чрез­вы­чай­но важ­ную роль в куль­тур­ной жиз­ни. В IV в. н. э. софи­сты ока­за­лись на сто­роне языч­ни­ков про­тив побе­див­ше­го хри­сти­ан­ства. К наи­бо­лее выда­ю­щим­ся пред­ста­ви­те­лям позд­ней софи­сти­ки при­над­ле­жат Либа­ний и Феми­стий.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: «ИДИЛЛИИ» • ЭЛЕГИЯ • ЭКЛОГА • ДИАСКЕВАСИЯ, ДИАСКЕВАСТЫ • ДЕКЛАМАЦИЯ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА