Античные писатели

ТЕРЕНЦИЙ Афр, Пуб­лий; Pub­lius Te­ren­tius Afer, II в. до н. э., рим­ский комедио­граф. Про­ис­хо­дил из рим­ской про­вин­ции в Афри­ке, отсюда про­зви­ще Афр. В Рим был достав­лен как раб сена­то­ра Терен­ция Лука­на, кото­рый его вос­пи­тал и осво­бо­дил, поко­рен­ный его спо­соб­но­стя­ми и кра­сотой. Спо­соб­но­сти эти обес­пе­чи­ли ему вступ­ле­ние в лите­ра­тур­ный кру­жок Сци­пи­о­нов. В 166—160 гг. до н. э. Терен­ций поста­вил 6 комедий, после чего, в 160 г. до н. э., уехал в путе­ше­ст­вие на Восток, и боль­ше о нем ниче­го не слы­ша­ли. Воз­мож­но, он умер на обрат­ном пути в Гре­цию в 159 г. до н. э. В то вре­мя он был уже состо­я­тель­ным чело­ве­ком и ува­жае­мым поэтом. Сна­ча­ла на сцене он тер­пел пора­же­ния, но впо­след­ст­вии полу­чил при­зна­ние бла­го­да­ря под­держ­ке таких зна­ме­ни­тых ноби­лей, как напри­мер Сци­пи­он Афри­кан­ский Млад­ший. Пье­сы Терен­ция, при­чис­ля­е­мые к пал­ли­а­там, носят гре­че­ские назва­ния. Но срав­не­ние с гре­че­ски­ми ори­ги­на­ла­ми достав­ля­ет мно­го труд­но­стей, посколь­ку от образ­цов сохра­ни­лись толь­ко раз­роз­нен­ные отрыв­ки. Несмот­ря на это, мож­но утвер­ждать, что Терен­ций не про­сто пере­во­дил гре­че­ские ори­ги­на­лы, но изме­нял после­до­ва­тель­ность сцен, меняя их места­ми или встав­ляя новые, а ино­гда объ­еди­няя в одну сце­ны из раз­ных ори­ги­на­лов. Он исполь­зо­вал так назы­вае­мую кон­та­ми­на­цию, встре­чав­шу­ю­ся еще у Невия и Энния, не чуж­дую так­же Плав­ту, но, несмот­ря на это, пло­хо вос­при­ни­мав­шу­ю­ся неко­то­ры­ми совре­мен­ни­ка­ми. Сохра­ни­лось 6 комедий, образ­цом для кото­рых послу­жи­ли про­из­веде­ния новой комедии: Менанд­ра (4 пье­сы) и Апол­ло­до­ра Карий­ско­го (2 пье­сы). Девуш­ка с Анд­ро­са (Andria), постав­лен­ная в 166 г., сра­бота­на из двух комедий Менанд­ра с подоб­ной фабу­лой, но отли­чав­ших­ся сти­лем и харак­те­ром диа­ло­гов. У Терен­ция фабу­ла доволь­но про­ста: любов­ные пери­пе­тии двух моло­дых людей, закан­чи­ваю­щи­е­ся соеди­не­ни­ем двух пар и при­зна­ни­ем гете­ры сво­бод­ной девуш­кой. Терен­ций вво­дит здесь диа­лог двух особ, кото­рых не было у Менанд­ра. Он так­же сочи­нил дру­гой любов­ный сюжет. Све­к­ровь (He­cy­ra) была доб­ро­же­ла­тель­но при­ня­та пуб­ли­кой толь­ко с третье­го раза, и то несколь­ко лет спу­стя, в 160 г. до н. э. Это наи­бо­лее сати­ри­че­ская комедия Терен­ция, в ней мало коми­че­ских момен­тов, гораздо боль­ше чув­ст­ви­тель­ных и слез­ли­вых. Поэт поры­ва­ет с комедий­ной тра­ди­ци­ей, выво­дя на сце­ну бла­го­род­ную све­к­ровь, чест­ную гете­ру, лов­ко­го, но не хит­ро­го раба; здесь нет интриг, обма­на, оши­бок. Све­к­ровь (самая корот­кая комедия Терен­ция, вме­сте с дву­мя про­ло­га­ми содер­жит все­го 880 сти­хов) вос­хо­ди­ла к гре­че­ско­му ори­ги­на­лу Апол­ло­до­ра Карий­ско­го. Более подроб­ных сведе­ний об ори­ги­на­ле у нас нет. При­чи­ны про­ва­ла сле­ду­ет искать в малой дра­ма­тич­но­сти пье­сы. Терен­ций забо­тил­ся преж­де все­го об обри­сов­ке харак­те­ров и при­вле­че­нии вни­ма­ния к суще­ст­ву­ю­щим в обще­стве про­бле­мам: сов­мест­ной жиз­ни моло­дых со стар­шим поко­ле­ни­ем, упа­док инсти­ту­та бра­ка, рас­ту­щее вли­я­ние гетер и т. д. Комедия Сам себя нака­зав­ший (Heau­ton­ti­mo­ru­me­nos) была, как мы узна­ем из про­ло­га, осно­ва­на на комедии Менанд­ра. В ней при­сут­ст­ву­ют две интри­ги, а узна­ва­ние, кото­рым обыч­но закан­чи­ва­лась пье­са, нахо­дит­ся в ее середине и начи­на­ет новую интри­гу, ана­ло­гич­ную преды­ду­щей; герои — пара влюб­лен­ных, отцы, гете­ра и хит­рый раб. Харак­те­ры пер­со­на­жей, осо­бен­но отцов, обри­со­ва­ны мастер­ски. Один из отцов испы­ты­ва­ет на себе послед­ст­вия сво­ей суро­во­сти по отно­ше­нию к сыну, поки­нув­ше­му дом, над­ры­ва­ясь в тяж­кой рабо­те; дру­гой же, живу­щий по сосед­ству, разу­мен и снис­хо­ди­те­лен. Во вто­рой части комедии харак­те­ры обо­их отцов пол­но­стью изме­ня­ют­ся: суро­вый ста­но­вит­ся снис­хо­ди­тель­ным, а мяг­кий — суро­вым. Терен­ция инте­ре­су­ет здесь вопрос вос­пи­та­ния моло­де­жи, а при слу­чае вкла­ды­ва­ет в уста одно­го из отцов зна­ме­ни­тое и часто цити­ру­е­мое изре­че­ние: «Я чело­век, и ничто чело­ве­че­ское мне не чуж­до» (Ho­mo sum, hu­ma­ni nil a me alie­num pu­to), ори­ги­нал кото­ро­го так­же сле­ду­ет искать у Менанд­ра. Евнух (Eunu­chus) при­нес поэту необы­чай­ный успех: повто­рить пред­став­ле­ние потре­бо­ва­ли в тот же день, а Терен­ций полу­чил неве­ро­ят­но высо­кий гоно­рар в 8000 сестер­ци­ев. Евнух — комедия, кото­рая еще в древ­но­сти была при­зна­на луч­шей пье­сой Терен­ция, бла­го­да­ря введе­нию двух коми­че­ских фигур: вои­на-бахва­ла и льсте­ца-пара­зи­та, кото­рые ожи­ви­ли комедию. Пье­са явля­ет­ся резуль­та­том кон­та­ми­на­ции двух про­из­веде­ний Менанд­ра: Евнух и Льстец. Из вто­рой пье­сы и при­шли к Терен­цию две выше­упо­мя­ну­тые роли. Посколь­ку гре­че­ские ори­ги­на­лы утра­че­ны, неиз­вест­но, каким обра­зом поэт их исполь­зо­вал. Пье­са Терен­ция — строй­ная, ком­по­зи­ци­он­но цель­ная, сохра­ня­ет един­ство вре­ме­ни, места и дей­ст­вия. Комедия Фор­ми­он была постав­ле­на. Фабу­ла пред­став­ля­ет собой счаст­ли­во закан­чи­ваю­щи­е­ся любов­ные пери­пе­тии двух двою­род­ных бра­тьев, один из кото­рых влю­бил­ся в девуш­ку из дома тор­гов­ца неволь­ни­ка­ми, а дру­гой — во вне­брач­ную дочь дяди. Назва­ние комедии про­ис­хо­дит от име­ни пара­зи­та-сико­фан­та (донос­чи­ка), кото­рый в отно­ше­нии бога­тых, осо­бен­но ста­рых людей не брез­гу­ет ника­ки­ми сред­ства­ми. Дей­ст­вие стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ет­ся сре­ди пере­пле­те­ния интриг, это одна из луч­ших комедий Терен­ция. Пер­со­на­жи нари­со­ва­ны шаб­лон­но, за исклю­че­ни­ем Фор­ми­о­на, кото­рый явля­ет­ся дви­жу­щей пру­жи­ной дей­ст­вия. Жен­ские обра­зы оста­ют­ся в тени, а девуш­ка — пред­мет стра­сти моло­до­го чело­ве­ка, и вовсе не появ­ля­ет­ся на сцене. Фор­ми­он вос­хо­дит к гре­че­ско­му ори­ги­на­лу Апол­ло­до­ра Карий­ско­го. Комедия Бра­тья (Adel­phoe), сра­ботан­ная из пье­сы Менанд­ра с тем же назва­ни­ем, была постав­ле­на во вре­мя погре­баль­ных игр в честь Эми­лия Пав­ла. В про­ло­ге поэт утвер­жда­ет, что один из эпи­зо­дов он почерп­нул в комедии Дифи­ла Уми­раю­щий, что долж­но было послу­жить дока­за­тель­ст­вом кон­та­ми­на­ции. Комедия вновь посвя­ще­на про­бле­мам вос­пи­та­ния моло­де­жи. Дей­ст­вие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вокруг двух бра­тьев, вос­пи­ты­вав­ших­ся раздель­но отцом и дядей в двух раз­лич­ных систе­мах (суро­вый и твер­дый дере­вен­ский метод вос­пи­та­ния и мяг­кий, снис­хо­ди­тель­ный — город­ской), ни один из этих мето­дов не выдер­жи­ва­ет про­вер­ки. Подоб­ные мыс­ли Терен­ций уже раз­ви­вал в пье­се Сам себя нака­зав­ший, но здесь они ста­но­вят­ся цен­траль­ной про­бле­мой комедии, обо­зна­чен­ной одним из отцов во всту­пи­тель­ном моно­ло­ге. Пред­ста­ви­тель тра­ди­ци­он­но­го суро­во­го мето­да вос­пи­та­ния сво­и­ми мак­си­ма­ми и поступ­ка­ми напо­ми­на­ет Като­на Стар­ше­го, защит­ни­ка ста­рых обы­ча­ев. Не исклю­че­но, что поста­нов­ка комедии с такой про­бле­ма­ти­кой про­ис­хо­ди­ла на соот­вет­ст­ву­ю­щем обще­ст­вен­ном фоне и нахо­ди­лась в свя­зи с воз­зре­ни­я­ми и дис­кус­си­я­ми сво­его вре­ме­ни на тему поло­же­ния гре­че­ских фило­со­фов и рито­ров в Риме и новых мето­дов вос­пи­та­ния и обу­че­ния. Эти дис­кус­сии велись в Сена­те и в окру­же­нии Сци­пи­о­на Млад­ше­го, к кото­ро­му при­над­ле­жал и Терен­ций. По сведе­ни­ям Дона­та, комедии Терен­ция дели­лись на 5 актов. Это разде­ле­ние, одна­ко, искус­ст­вен­но и исхо­дит не от само­го Терен­ция. Пье­сы Терен­ция выстро­е­ны цель­но и после­до­ва­тель­но, а текст в мень­шей сте­пе­ни откло­ня­ет­ся от гре­че­ских образ­цов, чем у Плав­та. Зато про­ло­ги у него не явля­ют­ся экс­по­зи­ци­ей пье­сы, они носят поле­ми­че­ский харак­тер, слу­жа Терен­цию для рас­пра­вы с лите­ра­тур­ны­ми про­тив­ни­ка­ми. Про­ло­ги, напи­сан­ные до пред­став­ле­ния пье­сы, содер­жа­ли так­же инфор­ма­цию о гре­че­ском ори­ги­на­ле (или ори­ги­на­лах). Тема­ти­ка пьес Терен­ция — это любов­ные пере­жи­ва­ния моло­дых афи­нян, влюб­лен­ных в гетер, кото­рые потом ока­зы­ва­ют­ся сво­бод­ны­ми девуш­ка­ми (посто­ян­ные моти­вы: раз­лу­ка, нахож­де­ние, узна­ва­ние). В этих комеди­ях высту­па­ют пер­со­на­жи, харак­тер­ные для город­ско­го обще­ства: гос­по­да и рабы, гете­ры, свод­ни­ки, тор­гов­цы раба­ми, вои­ны, пара­зи­ты. Все комедии, за исклю­че­ни­ем Све­к­ро­ви, име­ют двой­ной любов­ный сюжет, а пять из шести закан­чи­ва­ют­ся узна­ва­ни­ем, но толь­ко один раз, в Девуш­ке с Анд­ро­са, оно про­ис­хо­дит на сцене. Пер­со­на­жи Терен­ция выра­жа­ют­ся манер­ным язы­ком обра­зо­ван­ных сло­ев рим­ско­го обще­ства, ста­ра­тель­но избе­гая вся­че­ских вуль­га­риз­мов, гру­бо­сти, дву­смыс­лен­но­стей. Поэто­му комедии Терен­ция нахо­ди­ли цени­те­лей чаще сре­ди эли­ты, чем в народ­ных мас­сах. В антич­но­сти Терен­ция цени­ли за изо­бре­та­тель­ность, пре­крас­ный язык, гума­низм, за выра­зи­тель­ный рису­нок харак­те­ров. За чистоту и пра­виль­ность язы­ка его еще в древ­но­сти вве­ли в школь­ные про­грам­мы, а с I в. до н. э. он стал пред­ме­том иссле­до­ва­ний уче­ных и ком­мен­та­то­ров. Неко­то­рые ста­ви­ли в упрек Терен­цию недо­ста­ток спо­соб­но­сти вызы­вать живой, спон­тан­ный смех, в чем пре­успел гру­бо­ва­тый Плавт. Комедии Терен­ция отли­ча­ют­ся сти­лем и сти­хотвор­ны­ми раз­ме­ра­ми от пьес Плав­та, кото­рые зна­чи­тель­но бога­че лири­че­ски­ми музы­каль­ны­ми пар­ти­я­ми. Терен­ций отка­зы­ва­ет­ся от лири­че­ских мет­ров в поль­зу раз­го­вор­но­го ямби­че­ско­го мет­ра. В сред­ние века Терен­ций был люби­мым авто­ром в шко­лах, но его пье­сы не чита­лись вслух. В эпо­ху Гума­низ­ма воз­ник боль­шой инте­рес к лич­но­сти и твор­че­ству Терен­ция, о чем свиде­тель­ст­ву­ют био­гра­фии, изда­ния и пере­во­ды его про­из­веде­ний, рав­но как и сбор­ни­ки сен­тен­ций из его сочи­не­ний. Родив­ша­я­ся в кон­це XVIII в. слез­ли­вая сен­ти­мен­таль­ная комедия, так назы­вае­мая co­me­die lar­moyan­te, вос­хо­ди­ла к Терен­цию. Свое место в школь­ном чте­нии Терен­ций утра­тил толь­ко в XIX в.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА