Античные писатели

ФЕОГНИД; Theog­nis или Theug­nis, из Мега­ры, VI в. до н. э., гре­че­ский поэт. Под име­нем Фео­гнида сохра­нил­ся сбор­ник эле­гий, насчи­ты­ваю­щий при­мер­но 1400 сти­хов. Доволь­но труд­но уста­но­вить, какие из них и вправ­ду явля­ют­ся про­из­веде­ни­ем Фео­гнида, а какие напи­са­ны дру­ги­ми поэта­ми (Мим­нер­мом, Соло­ном, Тир­те­ем). Доста­точ­но часто встре­ча­ют­ся повто­ре­ния, а ино­гда и про­ти­во­ре­чия. О жиз­ни само­го Фео­гнида нам извест­но не мно­гое. Ари­сто­крат по про­ис­хож­де­нию и убеж­де­ни­ям, он жил в пери­од круп­ных обще­ст­вен­ных пере­мен и дол­гой борь­бы за власть, кото­рая уже бес­по­во­рот­но усколь­за­ла из рук ста­рой родо­вой ари­сто­кра­тии. Закля­тый враг демо­кра­тии, Фео­гнид вынуж­ден был поки­нуть Мега­ру и уда­лить­ся в изгна­ние. Сбор­ник, сохра­нив­ший­ся под име­нем Фео­гнида, откры­ва­ют три обра­ще­ния: к Апол­ло­ну, Арте­ми­де, Музам и Хари­там — боги­ням кра­соты. До сих пор не уда­лось ни выявить ком­по­зи­ци­он­ные прин­ци­пы сбор­ни­ка, ни разде­лить его на отдель­ные эле­гии. Пред­по­ло­жи­тель­но это кон­гло­ме­рат раз­лич­ных сен­тен­ций и про­из­веде­ний. Тема­ти­че­ски в нем мож­но выде­лить три основ­ные груп­пы моти­вов. Наи­бо­лее отчет­ли­во про­сле­жи­ва­ет­ся цикл эле­гий, адре­со­ван­ных моло­до­му ари­сто­кра­ту Кир­ну. Фео­гнид изла­га­ет ему уна­сле­до­ван­ный от пред­ков мораль­ный кодекс ари­сто­кра­та, вер­но­го иде­а­лам сво­его клас­са. В осно­ве кодек­са лежит деле­ние всех людей соглас­но их про­ис­хож­де­нию на «хоро­ших, бла­го­род­ных», то есть ари­сто­кра­тов, и «злых, под­лых», к кото­рым отно­сят­ся все осталь­ные. Здесь еще нет пред­став­ле­ния о над­клас­со­вой эти­ке. В соот­вет­ст­вии с этой тер­ми­но­ло­ги­ей, все поро­ки и недо­стат­ки Фео­гнид меха­ни­че­ски при­пи­сы­ва­ет «злым», а всю пол­ноту досто­инств и доб­ро­де­те­лей — «доб­рым». Пер­вая запо­ведь ари­сто­кра­та — дер­жать­ся вда­ли от «под­лых» и общать­ся исклю­чи­тель­но с ари­сто­кра­та­ми. Нуж­но пере­ждать злые вре­ме­на демо­кра­ти­че­ско­го прав­ле­ния до того часа, когда при­дет изба­ви­тель и вернет ста­рый порядок. В одной из эле­гий к Кир­ну Фео­гнид впи­сал соб­ст­вен­ное имя, то есть отме­тил ее «лич­ной печа­тью» (sphra­gis), кото­рая долж­на была сохра­нить для потом­ства имя авто­ра эле­гий и пред­от­вра­тить изме­не­ние их содер­жа­ния. К этой груп­пе моти­вов тес­но при­мы­ка­ет сле­дую­щая, про­зван­ная «жало­ба­ми ари­сто­кра­та». Она состо­ит из раз­бро­сан­ных по все­му сбор­ни­ку сето­ва­ний на труд­ное мате­ри­аль­ное поло­же­ние, просьб к Зев­су о помо­щи, жалоб на новых пра­ви­те­лей государ­ства, алле­го­ри­че­ски пред­став­лен­но­го в обра­зе ладьи, управ­ля­е­мой нера­ди­вы­ми моря­ка­ми, кото­рую носит по морю. Спа­сти государ­ство Фео­гнид при­зы­ва­ет не толь­ко ари­сто­кра­тов, но и «разум­ных под­лых». И нако­нец, третью груп­пу состав­ля­ют застоль­ные моти­вы: друж­ба, пра­ви­ла употреб­ле­ния вина, любовь, молит­вы перед пиром и во вре­мя него, а так­же застоль­ные поли­ти­че­ские беседы, в том чис­ле угро­за набе­га мидян. Отдель­ные эле­гии сбор­ни­ка, сохра­нив­ше­го­ся под име­нем Фео­гнида, пели в Атти­ке во вре­мя пира на про­тя­же­нии мно­гих деся­ти­ле­тий VI и V вв. до н. э. как ско­лии. Мно­гие антич­ные писа­те­ли цити­ро­ва­ли Фео­гнида как мора­ли­ста, сре­ди них Пла­тон, Ксе­но­фонт, Ари­сто­тель.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА