Античные писатели

ФРИНИХ; Phry­nichos, VI—V вв. до н. э., гре­че­ский тра­ги­че­ский поэт. При­ни­мал дея­тель­ное уча­стие в пер­сид­ских вой­нах. Один из осно­во­по­лож­ни­ков гре­че­ской тра­гедии, пред­ше­ст­вен­ник Эсхи­ла. Первую победу Фри­них одер­жал в 67 олим­пи­а­ду (511—508 гг. до н. э.). Самая ран­няя его тра­гедия, извест­ная нам по назва­нию — Алкеста, исто­рия моло­дой жены царя Адме­та, кото­рую обра­ба­ты­вал так­же Еври­пид. Два­жды Фри­них обра­щал­ся к совре­мен­ной ему исто­ри­че­ской тема­ти­ке. В пред­став­лен­ной в 492 г. тра­гедии Взя­тие Миле­та (Mi­le­tu ha­lo­sis) он опи­сал подав­ле­ние вос­ста­ния ионий­цев и раз­ру­ше­ние Миле­та (494 г.). Пье­са потряс­ла зри­те­лей. Весь театр пла­кал, после это­го поэт был при­го­во­рен к штра­фу за «напо­ми­на­ние о бедах роди­ны», тра­гедия была запре­ще­на. После победы над пер­са­ми он напи­сал Фини­ки­я­нок (Phoi­nis­sai), сюжет­ным стерж­нем кото­рых (как и тра­гедии Эсхи­ла Пер­сы) была бит­ва при Сала­мине. Назва­ние пье­се дал хор, кото­рый состо­ял, по-види­мо­му, из вдов фини­кий­ских моря­ков, слу­жив­ших во фло­те Ксерк­са. В про­ло­ге высту­пал евнух, кото­рый, разыс­ки­вая сиде­нья для сове­та пер­сов, рас­ска­зы­вал о пора­же­нии. Таким обра­зом зри­тель узна­вал обо всем еще в самом нача­ле, а остав­ша­я­ся часть тра­гедии была одним боль­шим пла­чем о про­ис­шед­шем. Это арха­и­че­ская фор­ма тра­гедии, в кото­рой дра­ма­ти­че­ский момент (раз­ра­ботан­ный впо­след­ст­вии Эсхи­лом) играл вто­ро­сте­пен­ную роль. Фини­ки­ян­ки были постав­ле­ны пред­по­ло­жи­тель­но в 476 г., кори­фе­ем был Феми­стокл, афин­ский государ­ст­вен­ный дея­тель, актив­нее дру­гих при­зы­вав­ший к борь­бе с пер­са­ми, и вдох­но­ви­тель победы при Сала­мине. Не слу­чай­но и то, что в год поста­нов­ки тра­гедии о взя­тии Миле­та тот же Феми­стокл зани­мал долж­ность глав­но­го архон­та и выска­зал­ся в поль­зу дра­мы. Из дру­гих несо­хра­нив­ших­ся тра­гедий Фри­ни­ха нуж­но назвать еще Дана­ид и Егип­тян, посколь­ку тот же самый сюжет позд­нее исполь­зо­вал Эсхил в три­ло­гии о дана­идах. Фри­них был пер­вым тра­ги­че­ским поэтом, кото­рый ввел жен­ские роли (акте­ры высту­па­ли в жен­ских мас­ках). Стиль Фри­ни­ха отпе­ча­тал­ся в памя­ти потом­ков как мяг­кий, лирич­ный, сла­дост­ный. Его пес­ни были выдер­жа­ны в мало­азий­ско-ионий­ском духе, Ари­сто­фан назы­вал их «сидон­ским медом».

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА