Античные писатели

ФУЛЬГЕНЦИЙ, Фабий План­ци­ад; Ful­gen­tius, Fa­bius Plan­cia­des, V в. н. э., рим­ский писа­тель. Про­ис­хо­дил из Афри­ки, где и работал; не сле­ду­ет его сме­ши­вать с Фуль­ген­ци­ем, епи­ско­пом Руспы, жив­шим на рубе­же V/VI вв. н. э. В сочи­не­нии Три кни­ги о мифо­ло­гии (Mitho­lo­gia­rum III) Фуль­ген­ций объ­яс­ня­ет «под­лин­ный и реаль­ный» смысл древ­них мифов. Интер­пре­та­цию мифов он вкла­ды­ва­ет сна­ча­ла в уста музы Кал­лио­пы, а так­же алле­го­ри­че­ских обра­зов Фило­со­фии и Ура­нии, но в даль­ней­шем отсту­па­ет от это­го ком­по­зи­ци­он­но­го при­е­ма и вна­ча­ле сам крат­ко изла­га­ет миф, затем часто при­бе­га­ет к фан­та­стич­но­му, абсурд­но­му эти­мо­ло­ги­зи­ро­ва­нию, объ­яс­няя «под­лин­ный» смысл мифа. Про­из­веде­ние Фуль­ген­ция изоби­лу­ет цита­та­ми древ­них авто­ров и бла­го­да­ря это­му име­ет опре­де­лен­ную цен­ность как источ­ник. О зна­че­нии Вер­ги­лия в све­те фило­со­фии (Ex­po­si­tio Vir­gi­lia­nae con­ti­nen­tiae se­cun­dum phi­lo­sophos mo­ra­lis) — это алле­го­ри­ко-мора­ли­за­тор­ское объ­яс­не­ние Эне­иды, на этот раз вло­жен­ное в уста Вер­ги­лия. Для Фуль­ген­ция Эне­ида была отра­же­ни­ем чело­ве­че­ской жиз­ни. Кн. I—VI отком­мен­ти­ро­ва­ны подроб­ней, кн. VII—XII — все­го в несколь­ких пред­ло­же­ни­ях. Фуль­ген­ций счи­тал свою работу науч­ным ком­мен­та­ри­ем к поэ­ме Вер­ги­лия, и хотя она не была науч­ной, одна­ко ока­за­ла боль­шое вли­я­ние на алле­го­ри­че­скую интер­пре­та­цию Эне­иды от нача­ла сред­не­ве­ко­вья вплоть до Ренес­сан­са. Дру­гое про­из­веде­ние Фуль­ген­ция Пери­о­ды раз­ви­тия мира и чело­ве­ка (De aeta­ti­bus mun­di et ho­mi­nis) долж­но было пред­став­лять все­об­щую исто­рию от Ада­ма и Евы до вре­мен импе­ра­то­ров в 23 разде­лах (сохра­ни­лось 14), соот­вет­ст­ву­ю­щих бук­вам алфа­ви­та. При этом, опи­сы­вая пери­од, соот­вет­ст­ву­ю­щий дан­ной бук­ве, Фуль­ген­ций не исполь­зо­вал саму эту бук­ву. Этот вид лите­ра­тур­ной игры Фуль­ген­ций пер­вым ввел в рим­скую лите­ра­ту­ру. И нако­нец, работа Фуль­ген­ция Объ­яс­не­ние древ­них выра­же­ний (Ex­po­si­tio ser­mo­num an­ti­quo­rum) содер­жит объ­яс­не­ние при помо­щи цитат 62 ред­ких латин­ских выра­же­ний (часто доволь­но замыс­ло­ва­тых). Псев­до­на­уч­ные выво­ды Фуль­ген­ция содер­жат мно­же­ство оши­бок и неточ­но­стей, а его про­из­веде­ния, напи­сан­ные на доволь­но серой латы­ни, не пред­став­ля­ют боль­шо­го лите­ра­тур­но­го инте­ре­са.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА