Античные писатели

ЭВГЕМЕР; Euhe­me­ros или Eue­me­ros, из Мес­си­ны Сици­лий­ской (что более веро­ят­но) или Пело­пон­нес­ской, IV—III вв. до н. э., гре­че­ский писа­тель. Автор про­из­веде­ния Свя­щен­ная над­пись (Hie­ra ana­gra­phe). Оно пред­став­ля­ло собой фик­тив­ный отчет о путе­ше­ст­вии по Индий­ско­му оке­а­ну, кото­рое Эвге­мер дол­жен был совер­шить по при­ка­зу македон­ско­го царя Кас­сандра. В ходе путе­ше­ст­вия он пред­по­ло­жи­тель­но открыл груп­пу ост­ро­вов; наи­бо­лее подроб­но опи­сал один из них — Пан­хейю; в рас­ска­зе о гос­под­ст­ву­ю­щем там обще­ст­вен­ном устрой­стве (касто­вая систе­ма, важ­ная роль жре­цов, кол­лек­тив­ное хозяй­ство), воз­мож­но, ори­ен­ти­ро­вал­ся на уклад пто­ле­ме­ев­ско­го Егип­та. В хра­ме Зев­са Три­фи­лий­ско­го Эвге­мер дол­жен был най­ти над­пись на золо­той колонне, опи­сы­ваю­щую дея­ния пер­вых царей Пан­хейи: Ура­на, Кро­но­са и Зев­са. Их заслу­ги были так вели­ки, что одним из них еще при жиз­ни ста­ли возда­вать боже­ские поче­сти, дру­гие же (Зевс) нака­за­ли, чтобы после смер­ти их чти­ли как богов. Про­из­веде­ние Эвге­ме­ра нам извест­но в пере­ска­зе Дио­до­ра и в латин­ском пере­во­де Энния, фраг­мен­ты из кото­ро­го сохра­ни­лись в основ­ном у Лак­тан­ция. Вопрос о том, счи­тал ли Эвге­мер бога­ми небес­ные тела, спо­рен, но важен для пони­ма­ния Эвге­ме­ра. По сво­ей лите­ра­тур­ной фор­ме про­из­веде­ние при­мы­ка­ло к излюб­лен­ным в IV в. до н. э. поли­ти­че­ским уто­пи­ям и рома­нам о путе­ше­ст­ви­ях, напри­мер, опи­са­ние Атлан­ти­ды в Кри­тии Пла­то­на, отступ­ле­ние о Меро­пии у Фео­пом­па и О гипер­бо­рей­цах Гека­тея из Абде­ры. Эвге­мер нахо­дит­ся под вли­я­ни­ем древ­них гре­че­ских пред­став­ле­ний (обо­жест­вле­ние геро­ев, напри­мер Герак­ла и Дио­с­ку­ров, стран­ст­вия богов, роль богов как изо­бре­та­те­лей и осно­ва­те­лей куль­тов, скле­пы богов), рацио­на­ли­сти­че­ской интер­пре­та­ции мифов, поли­ти­че­ской ситу­а­ции сво­его вре­ме­ни (заво­е­ва­ния и ста­тус Алек­сандра Македон­ско­го), а воз­мож­но, так­же под вли­я­ни­ем софи­стов. Еще в антич­но­сти про­из­веде­ние Эвге­ме­ра ком­мен­ти­ро­ва­ли, а его авто­ра счи­та­ли гео­гра­фом, исто­ри­ком и фило­со­фом. Эра­то­сфен, Поли­бий и Стра­бон заклей­ми­ли его как лже­ца. Дио­дор и неко­то­рые хри­сти­ан­ские писа­те­ли при­зна­ва­ли его исто­ри­ком, док­со­гра­фы виде­ли в нем фило­со­фа-ате­и­ста. Эвге­мер фигу­ри­ро­вал в ката­ло­ге ате­и­стов, состав­лен­ном в кон­це II в. до н. э., пред­по­ло­жи­тель­но Кли­то­ма­хом из Кар­фа­ге­на. Этим ката­ло­гом поль­зо­ва­лись Цице­рон (при посред­ни­че­стве Фило­на из Лариссы) и Секст Эмпи­рик. Точ­ка зре­ния, при­пи­сы­вав­шая Эвге­ме­ру ате­изм, а так­же наме­ре­ние уни­что­жить веру в олим­пий­ских богов рацио­на­ли­сти­че­ским объ­яс­не­ни­ем мифов и утвер­жде­ни­ем, что боги были когда-то людь­ми, выте­ка­ет из непо­ни­ма­ния или из тен­ден­ци­оз­ной интер­пре­та­ции сочи­не­ния Эвге­ме­ра. Цели, кото­рые он пре­сле­до­вал, были преж­де все­го поли­ти­че­ски­ми, но сего­дня труд­но утвер­ждать, хотел ли он сде­лать культ пра­ви­те­лей более спра­вед­ли­вым и упро­стить при­ня­тие его гре­ка­ми или же хотел дать элли­ни­сти­че­ским вла­сти­те­лям при­мер, как, посту­пая доб­ро­де­тель­но по отно­ше­нию к под­дан­ным, мож­но удо­сто­ить­ся боже­ских поче­стей. В мень­шей сте­пе­ни объ­яс­ни­ма попыт­ка усмот­ре­ния в про­из­веде­нии Эвге­ме­ра сати­ры на совре­мен­ный ему культ вла­дык. Труд этот ока­зал боль­шее вли­я­ние на рим­лян (через пере­вод Энния, кото­рый исполь­зо­ва­ли Варрон, Цице­рон и латин­ские Отцы Церк­ви), чем на гре­ков. Рацио­на­ли­сти­че­ская интер­пре­та­ция мифов, часто назы­вае­мая эвфе­ме­риз­мом по име­ни Эвге­ме­ра, появи­лась задол­го до него. Мы нахо­дим ее еще у Гека­тея Милет­ско­го и дру­гих ионий­ских лого­гра­фов, в IV в. до н. э. — напри­мер, в про­из­веде­нии Об исто­ри­ях, недо­стой­ных дове­рия (Pe­ri apis­ton) пери­па­те­ти­ка Пале­фа­та. Рели­гио­ве­до-исто­ри­че­ский метод, хоть и назван эвфе­ме­риз­мом, но не создан Эвге­ме­ром. О рели­гио­вед­че­ской тео­рии мож­но гово­рить еще у сто­и­ков, одна­ко их эвфе­ме­ризм не свиде­тель­ст­ву­ет об их зави­си­мо­сти от Эвге­ме­ра, а ско­рее ука­зы­ва­ет на общие с Эвге­ме­ром источ­ни­ки.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • КИНЕФ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА