Античные писатели

ЭННОДИЙ, Маг­нус Феликс; En­no­dius, Mag­nus Fe­lix, ок. 473—521 гг. н. э., латин­ский хри­сти­ан­ский писа­тель и поэт. Родил­ся в Гал­лии, вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние полу­чил в Южной Ита­лии, где, веро­ят­но, в 493 г. стал диа­ко­ном. В 496—513 гг. был помощ­ни­ком милан­ско­го епи­ско­па; там нача­лась его лите­ра­тур­ная дея­тель­ность. Позд­нее он был епи­ско­пом Павии и два­жды (515 и 517 гг.) воз­глав­лял пап­ское посоль­ство в Кон­стан­ти­но­поль. Из обшир­но­го, но лишен­но­го зна­чи­тель­ных лите­ра­тур­ных досто­инств про­за­и­че­ско­го и поэ­ти­че­ско­го твор­че­ства Энно­дия име­ют зна­че­ние в каче­стве исто­ри­че­ско­го источ­ни­ка био­гра­фия Житие Епи­фа­ния (Vi­ta Epi­pha­nii), жиз­не­опи­са­ние его пред­ше­ст­вен­ни­ка на епи­скоп­ском пре­сто­ле, и Пане­ги­рик Тео­до­ри­ху (Pa­ne­gy­ri­cus dic­tus Theo­do­ri­co), в кото­ром Энно­дий в хро­но­ло­ги­че­ском поряд­ке со зна­чи­тель­ной долей лести опи­сал дея­ния коро­ля. О жиз­ни Энно­дия мы узна­ем из авто­био­гра­фии в фор­ме молит­вы Бла­го­да­ре­ние за свою жизнь (Eucha­ris­ti­con de vi­ta sua), назы­вае­мой так­же Испо­ве­дью, как и про­из­веде­ние Авгу­сти­на. Сохра­ни­лось сочи­не­ние Энно­дия под загла­ви­ем Житие мона­ха Анто­ния. При­зва­ние к уче­нию; оно содер­жит сове­ты, касаю­щи­е­ся обра­зо­ва­ния, и ката­лог извест­ных образ­цов для под­ра­жа­ния, ука­зы­вая (в сти­хах и про­зе) на роль рито­ри­ки как осно­вы всех наук. В 28, частью фик­тив­ных, частью дей­ст­ви­тель­но про­из­не­сен­ных речах, напи­сан­ных для раз­ных лиц, и в 297 пись­мах (разде­лен­ных позд­нее на 9 книг), направ­лен­ных раз­лич­ным адре­са­там (даже жен­щи­нам), фор­ма пре­об­ла­да­ет над содер­жа­ни­ем. В двух кни­гах сохра­ни­лось при­мер­но 170 поэ­ти­че­ских про­из­веде­ний на слу­чай в раз­ных сти­хотвор­ных раз­ме­рах (гим­ны, эпи­та­ла­мы, эпил­лии, пане­ги­ри­ки, эпи­грам­мы), в кото­рых Энно­дий выка­зал хоро­шее вла­де­ние фор­мой, но мало поэ­ти­че­ско­го талан­та. Вос­пи­тан­ный в клас­си­че­ской тра­ди­ции, Энно­дий, несмот­ря на свои хри­сти­ан­ские при­стра­стия, оста­вал­ся антич­ным писа­те­лем, обиль­но исполь­зо­вал в поэ­зии и про­зе рито­ри­ку, а свои мыс­ли выра­жал манер­ным сти­лем. Энно­ди­ем вос­хи­ща­лись в IX и X вв.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДЕМАД •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА