Античные писатели

ЯМВЛИХ; Iambli­chos, III—IV вв. н. э., гре­че­ский фило­соф. Уче­ник Пор­фи­рия. Сре­ди сохра­нив­ших­ся про­из­веде­ний Ямвли­ха сле­ду­ет преж­де все­го назвать трак­тат о пифа­го­рей­ской жиз­ни, несколь­ко фило­соф­ских и тео­ло­ги­че­ских работ, свя­зан­ных с мате­ма­ти­кой, сочи­не­ние о еги­пет­ских мисте­ри­ях, кото­рое чаще все­го цити­ру­ют под латин­ским загла­ви­ем De mys­te­riis Aegyp­tio­rum и Вле­че­ние к фило­со­фии (Lo­gos prot­rep­ti­kos eis phi­lo­sophian). Утра­че­ны ком­мен­та­рии Ямвли­ха к трудам Пла­то­на и Ари­сто­те­ля. Ямвлих видел глав­ную зада­чу фило­со­фа в дока­за­тель­стве того, что види­мый мир есть эма­на­ция транс­цен­дент­ной дей­ст­ви­тель­но­сти. Он так­же пола­гал, что этот мир полон доб­рых и злых демо­нов, кото­рые вли­я­ют на поступ­ки, помыш­ле­ния и рас­суж­де­ния людей. Соглас­но его тео­рии, обя­зан­но­стью фило­со­фа явля­ет­ся исполь­зо­вать веко­вые дости­же­ния в обла­сти магии и ведов­ства; доб­рые демо­ны, если заво­е­вать их рас­по­ло­же­ние, могут открыть чело­ве­ку путь к фило­соф­ско­му пости­же­нию дей­ст­ви­тель­но­сти, кото­рое без этой помо­щи прак­ти­че­ски недо­сти­жи­мо. Ямвлих посвя­тил мно­го места раз­ви­тию уче­ния Пло­ти­на о гипо­ста­зах. Пред­ме­том отдель­ных иссле­до­ва­ний Ямвли­ха были про­из­веде­ния и уче­ние Пла­то­на, кото­рые, по его мне­нию, сле­до­ва­ло рас­смат­ри­вать в трех плос­ко­стях: физи­че­ской, эти­че­ской и мета­фи­зи­че­ской, лишь тогда мы можем постиг­нуть под­лин­ный образ мыс­лей их авто­ра.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • ДРЕПАНИЙ • ЭМПЕДОКЛ, ЕМПЕДОКЛ • ДРАКОНТИЙ, ДРАКОНЦИЙ •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА