Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ХА́ОС

Chaos, τὸ Χάος (от χάω, χάινω, χάσ­κω), по Геси­о­ду (theog. 116), зия­ю­щее, неиз­ме­ри­мое миро­вое про­стран­ство, суще­ст­во­вав­шее преж­де всех вещей, мрач­ный, пер­во­на­чаль­ный источ­ник вся­кой жиз­ни в мире. Из него про­изо­шли Γαῖα, Τάρ­τα­ρος и Ἔρως. Хаос про­из­вел Ере­ба (источ­ник мра­ка) и Ночь. Ночь и Ереб про­из­ве­ли Эфир и Геме­ру (день). Гайя роди­ла Ура­на, горы и Понт; от Гайи и Ура­на роди­лись Тита­ны, Кик­ло­пы и Сто­ру­кие (Ἑκα­τόγ­χει­ρες). Позд­ней­шие, а имен­но фило­со­фы под Хао­сом разу­ме­ли (непра­виль­но про­из­во­дя его имя от χεῖσ­θαι) бес­по­рядоч­ную мас­су, из кото­рой обра­зо­вал­ся мир. Ov. met. 1, 1 слл. По уче­нию орфи­ков, Хаос есть сын веч­но­го Вре­ме­ни (Χρό­νος). По мне­нию дру­гих фило­со­фов, Хаос про­изо­шел из Ca­li­go, пер­во­на­чаль­но­го мра­ка, и вме­сте с ним про­из­вел Ночь и День, Ере­ба и Эфир.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 277.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ДЕДАЛИОН • ДЕЛЬФИНИЙ • ДИМАС •
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА