Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КИ́МОН

Ci­mon, Κί­μων,

1) сын Сте­са­го­ра, отец Миль­ти­а­да, изгнан­ный из Афин Писи­стра­том, кото­рый, впро­чем, поз­во­лил ему воз­вра­тить­ся, когда тот после дву­крат­ной победы, одер­жан­ной чет­вер­ней в Олим­пии, велел во вто­рой раз про­воз­гла­сить победи­те­лем Писи­стра­та. Третья победа Кимо­на на тех же конях побуди­ла сыно­вей Писи­стра­та убить его тай­но. Hdt. 6, 103;

2) внук преды­ду­ще­го, сын Миль­ти­а­да и Геге­си­пи­лы, доче­ри фра­кий­ско­го царя Оло­ра, родил­ся в 504 г. до Р. Х. Отец его за неупла­чен­ный государ­ст­вен­ный долг в 50 талан­тов умер в опа­ле (см. Ἀτι­μία), кото­рая по афин­ским зако­нам пере­шла по наслед­ству на сына (впро­чем, за это он не был заклю­чен в тем­ни­цу, как рас­ска­зы­ва­ет Кор­не­лий Непот Cim. 1) и про­дол­жа­лась до тех пор, пока он через посред­ство сво­ей свод­ной сест­ры Ель­пи­ни­ки не полу­чил тре­бу­е­мой сум­мы от бога­то­го Кал­лия. Plut. Cim. 4. Выше­упо­мя­ну­тая Ель­пи­ни­ка, гово­рят, была в то же вре­мя и женой Кимо­на; — подоб­ный брак меж­ду свод­ны­ми бра­том и сест­рой хотя изред­ка, но встре­чал­ся в Афи­нах (Plut. Them. 32), одна­ко за это пори­ца­ли Кимо­на. Пер­сид­ские вой­ны дали Кимо­ну, поль­зо­вав­ше­му­ся дур­ной сла­вой за воль­ные нра­вы и недо­ста­ток обра­зо­ва­ния, слу­чай испра­вить свою репу­та­цию. Храб­рый пото­мок древ­не­го рода посвя­тил кон­скую узду богине покро­ви­тель­ни­це афин­ско­го крем­ля, взял один из посвя­щен­ных богине щитов и спу­стил­ся к морю, чтобы под­дер­жать Феми­сток­ла в его наме­ре­нии постро­ить флот. Оди­на­ко­вость в обра­зе мыс­лей сбли­зи­ла его с Ари­сти­дом (Plut. Cim. 4. 5), вме­сте с кото­рым он коман­до­вал афин­ским фло­том, оста­вав­шим­ся в сбо­ре после сала­мин­ской бит­вы. Ему в осо­бен­но­сти уда­лось доста­вить геге­мо­нию афи­ня­нам и через поко­ре­ние кре­по­сти Еио­на на реке Стри­моне, во Фра­кии (476 г.) утвер­дить гос­под­ство их в этих стра­нах. Hdt. 7, 107. Thuc. 1, 98. Plut. Cim. 7. Затем поко­рил он ост­ров Ски­рос, жите­ли кото­ро­го, доло­пы, зани­ма­лись мор­ским раз­бо­ем, и пере­вез оттуда остан­ки Тесея в Афи­ны. Таким обра­зом афи­няне ста­ли твер­дой ногой на реке Стри­моне (Амфи­поль был поз­же осно­ван) и на одном ост­ро­ве Эгей­ско­го моря. Эти­ми подви­га­ми Кимон до такой сте­пе­ни утвер­дил свое вли­я­ние, что даже в управ­ле­нии государ­ст­вом занял место рядом с пер­вы­ми людь­ми и с успе­хом высту­пил как поли­ти­че­ский про­тив­ник Феми­сток­ла. В 469 г. отпра­вил­ся он со зна­чи­тель­ным фло­том в Малую Азию, взял мно­го горо­дов в Карии и Ликии и, нако­нец, раз­бил в Пам­фи­лии на реке Еври­медон­те гораздо более силь­ный флот пер­сов и в тот же день сухо­пут­ное вой­ско их, а затем еще вспо­мо­га­тель­ный флот, при­быв­ший из Фини­кии. Plut. Cim. 13. сл. Thuc. 1, 100. В 468 г. Кимон окон­чил осво­бож­де­ние Евро­пы поко­ре­ни­ем Хер­со­не­са, изгнав оттуда пер­сов и под­чи­нив всю эту мест­ность вла­ды­че­ству афин­ско­го наро­да. Plut. Cim. 14. Он же про­вел закон, по кото­ро­му союз­ни­ки, не постав­ляв­шие ника­ких кораб­лей, долж­ны были пла­тить день­ги, вслед­ст­вие чего могу­ще­ство Афин зна­чи­тель­но воз­рос­ло. Про­ти­вив­ши­е­ся это­му, как напр. нак­сос­цы и фасос­цы, были весь­ма стро­го нака­за­ны. Plut. Cim. 14. Thuc. 1. 100. 101. Впро­чем Кимон, кото­рый после смер­ти Ари­сти­да изгнал Феми­сток­ла (кото­рое, по сло­вам Плу­тар­ха Them. 24, после­до­ва­ло при его уча­стии), сде­лал­ся могу­ще­ст­вен­ней­шим чело­ве­ком в Афи­нах, не избег­нул зави­сти, обви­няв­шей его в под­куп­но­сти и пред­став­ляв­шей его про­тив­ни­ком народ­ной сво­бо­ды. На пер­вый раз Кимон был оправ­дан, вопре­ки обви­не­ни­ям Перик­ла. Plut. Cim. 14. Per. 10. Но когда послед­ний в отсут­ст­вие Кимо­на отнял через посред­ство Ефи­ал­та власть и зна­че­ние у Аре­о­па­га, и когда вспо­мо­га­тель­ное вой­ско, достав­лен­ное Кимо­ном спар­тан­цам про­тив мес­сен­цев, было по недо­ве­рию ото­сла­но ими назад, тогда Кимон не усто­ял и был изгнан на 10 лет (в 460 г.). Но когда в 457 г. афи­няне поте­ря­ли бит­ву при Тана­г­ре, он, по сове­ту Перик­ла (Plut. Cim. 17. Per. 10.), был в сле­дую­щем затем году воз­вра­щен, для того, чтобы вести пере­го­во­ры о мире. Впро­чем, лишь в 451 г. ему уда­лось заклю­чить пере­ми­рие на пять лет (Thuc. 1, 112; ина­че об этом рас­ска­зы­ва­ет Плу­тарх). Затем без труда успел он достиг­нуть воз­об­нов­ле­ния вой­ны про­тив пер­сов, т. к. послед­ние опять заня­ли Кипр и угро­жа­ли мало­ази­ат­ским гре­кам. Изгна­ние пер­сов из эллин­ских горо­дов было вооб­ще целью его поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. Кимон выехал с 200 кораб­ля­ми (Thuc. 1, 112), из кото­рых 60 поспе­ши­ли на помощь Амир­тею в Еги­пет, а осталь­ные оса­ди­ли Китий на ост­ро­ве Кип­ре. Во вре­мя оса­ды умер ста­рый герой, в 449 до Р. Х. В тече­ние трид­ца­ти дней, по его соб­ст­вен­но­му при­ка­за­нию, смерть его скры­ва­ли от вой­ска, кото­рое раз­би­ло еще кили­кий­ско-фини­кий­ский флот пер­сов на рей­де кипр­ско­го горо­да Сала­ми­на и сухо­пут­ное вой­ско на суше, при­чем погиб афин­ский пол­ко­во­дец Ана­к­си­крат. Эта победа заклю­чи­ла ряд битв, про­ис­хо­див­ших начи­ная с мара­фон­ской. Остан­ки Кимо­на были пере­ве­зе­ны в Афи­ны. Китий­цы так­же, по при­ка­за­нию ора­ку­ла, ста­ли возда­вать ему герой­ские поче­сти. Plut. Cim. 18. 19. Per. 10. Diod. Sic. 12, 3. Thuc. в указ. месте. Nep. Cim. несколь­ко ина­че.

Меж­ду тем как Фукидид и Плу­тарх рас­ска­зы­ва­ют выше­из­ло­жен­ным обра­зом (Плу­тарх, впро­чем, гово­рит о мире в 469 г., Cim. 13), Дио­дор сооб­ща­ет сле­дую­щее (12, 3. 4): царь Арта­к­серкс, побуж­да­е­мый счаст­ли­вы­ми бит­ва­ми Кимо­на в Малой Азии и на Кип­ре (Кимон меж­ду тем умер на Кип­ре), отпра­вил послов в Афи­ны и заклю­чил мир на сле­дую­щих усло­ви­ях: все гре­че­ские горо­да в Малой Азии будут неза­ви­си­мы, пер­сид­ские намест­ни­ки могут толь­ко на рас­сто­я­нии трех­днев­но­го пути при­бли­жать­ся к морю, и ни один пер­сид­ский воен­ный корабль не дол­жен перей­ти за Фасе­лис (в Ликии) и Киа­ней­ские ост­ро­ва (во фра­кий­ском Бос­по­ре); афи­няне же, с дру­гой сто­ро­ны, не долж­ны посы­лать ника­ких войск в зем­лю царя. Это — тот мно­го оспа­ри­ва­е­мый Кимо­нов мир (см. сочи­не­ния Ф. К. Даль­ма­на, К. В. Кри­ге­ра, Е. Мил­ле­ра и др.), о кото­ром часто упо­ми­на­ют позд­ней­шие атти­че­ские ора­то­ры, но кото­рый, веро­ят­но, нико­гда не был заклю­чен, насколь­ко мож­но судить по позд­ней­шим, не оправ­дав­шим такой мир собы­ти­ям (Hdt. 6, 42) и по мол­ча­нию Фукидида, кото­рый ни в каком слу­чае не мог бы обой­ти подоб­ный важ­ный факт. Ста­тья W. Vi­scher’а (в его klein. Schrif­ten, т. I).

См. также:
КИМОН (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 288—289.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Кимон?
Мрамор.
Мюнхен, Глиптотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Кимон?
Мрамор.
Мюнхен, Глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма неизвестного полководца.
Мрамор.
Ок. 460—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА