Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОМИ́ЦИИ

Co­mi­tia, обык­но­вен­ные рим­ские народ­ные собра­ния. Они пред­став­ля­ли собою власть или вер­хов­ные пра­ва наро­да; сена­ту пре­до­став­ля­лось толь­ко пред­ва­ри­тель­ное сове­ща­ние о пред­ме­те, под­ле­жав­шем обсуж­де­нию наро­да, вме­сте с реше­ни­ем по всем адми­ни­ст­ра­тив­ным делам; пра­ви­тель­ст­вен­ные лица были обя­за­ны испол­нять поста­нов­ле­ния наро­да и сена­та.

1) Co­mi­tia cu­ria­ta, назван­ные так от 30 курий древ­них граж­дан или пат­ри­ци­ев, кото­рые при царях до Сер­вия Тулия были един­ст­вен­ны­ми граж­да­на­ми, см. Cu­ria и Pat­res. Эти коми­ции изби­ра­ли царей и вру­ча­ли им im­pe­rium, поста­нов­ля­ли реше­ния по апел­ля­ци­он­ным делам, и в этом отно­ше­нии они пред­став­ля­ли собой выс­ший суд, нако­нец они име­ли боль­шое вли­я­ние во мно­гих обсто­я­тель­ствах, отно­сив­ших­ся к семей­но­му быту чле­нов курий. Так, напри­мер, они состав­ля­ли духов­ные заве­ща­ния и совер­ша­ли усы­нов­ле­ние. Через Сер­вия Тул­лия co­mi­tia cu­ria­ta лиши­лись боль­шей части выше­на­зван­ных прав и удер­жа­ли толь­ко: 1) реше­ние в упо­мя­ну­тых семей­ных делах; 2) вру­че­ние im­pe­rii, на осно­ва­нии lex cu­ria­ta de im­pe­rio; 3) утвер­жде­ние реше­ний, поста­нов­лен­ных в co­mi­tia cen­tu­ria­ta, но и это пра­во вско­ре так­же было утра­че­но. В древ­но­сти в коми­ци­ях пред­седа­тель­ст­во­вал царь, потом кон­су­лы, пре­то­ры или дик­та­то­ры. Пода­ча голо­сов про­ис­хо­ди­ла по кури­ям; к кон­цу Рес­пуб­ли­ки пред­ста­ви­те­лем 30 курий явля­ет­ся собра­ние 30 лик­то­ров, а с третьим сто­ле­ти­ем еди­но­дер­жа­вия исчез послед­ний след этих собра­ний;

2) Co­mi­tia cen­tu­ria­ta, назван­ные так по 193 цен­ту­ри­ям, на кото­рые Сер­вий Тул­лий разде­лил всех граж­дан рим­ских — пат­ри­ци­ев и пле­бе­ев, см. Cen­tu­ria и Ser­vius Tul­lius под сло­вом Ser­vii. Сер­вий Тул­лий, учредив эти коми­ции, воз­ло­жил на них выбор долж­ност­ных лиц, зако­но­да­тель­ство, ведом­ство апел­ля­ци­он­ных дел, даже реше­ние отно­си­тель­но насту­па­тель­ной вой­ны. Но упо­мя­ну­тое ведом­ство рас­ши­ри­лось до пол­но­го вер­хов­но­го суда во всех уго­лов­ных делах (в силу lex Va­le­ria в 509 г. до Р. Х. и XII таб­лиц). Без согла­сия сена­та не мог­ло состо­ять­ся ни одно из опре­де­ле­ний коми­ций, но это согла­сие все более и более низ­во­ди­лось до пустой фор­маль­но­сти. Местом собра­ний был Cam­pus Mar­tius; пред­седа­тель­ст­во­ва­ли выс­шие государ­ст­вен­ные санов­ни­ки, так­же in­ter­re­ges. Им при­над­ле­жа­ло пра­во пред­ла­гать наро­ду вопрос (re­ga­tio): ve­li­tis, iubea­tis, Qui­ri­tes (напр., bel­lum in­di­ci и т. п.), затем начи­на­лось голо­со­ва­ние цен­ту­рий и про­дол­жа­лось до тех пор, пока не ока­зы­ва­лось боль­шин­ство голо­сов, что весь­ма часто слу­ча­лось уже после suffra­gium всад­ни­ков (18 цен­ту­рий) и пер­во­го клас­са (80 цен­ту­рий). В древ­ние вре­ме­на граж­дане пода­ва­ли голо­са уст­но, а позд­нее — пись­мен­но (per ta­bel­las, на дощеч­ках). В зако­но­да­тель­ных коми­ци­ях писа­ли A., т. е. «нет» (an­ti­quo) или U. R., т. е. «да» (uti ro­gas, т. е. «как ты пред­ла­га­ешь»); при выбо­рах писа­ли на дощеч­ках имя кан­дида­та; в судеб­ных коми­ци­ях писа­ли A., т. е. ab­sol­vo, или C., т. е. con­dem­no, или N. L., т. е. non li­quet. Счет голо­сам про­из­во­ди­ли di­ri­bi­to­res (см. сло­во);

3) Co­mi­tia tri­bu­ta, собра­ния граж­дан tri­bu­tim, созы­вав­ши­е­ся выс­ши­ми пра­ви­тель­ст­вен­ны­ми лица­ми из пат­ри­ци­ев (с 449 г. до Р. Х.); они полу­чи­ли свое назва­ние от мест­ных триб, на кото­рые Сер­вий Тул­лий разде­лил город и стра­ну, см. Tri­bus. Все запи­сан­ные в три­бы граж­дане име­ли пра­во посе­щать эти собра­ния, т. е. пат­ри­ции и пле­беи, смот­ря по при­над­леж­но­сти к той или дру­гой три­бе, меж­ду тем как в co­mi­tia cen­tu­ria­ta граж­дане рас­пре­де­ля­лись по цен­зу. От этих co­mi­tia tri­bu­ta нуж­но отли­чать con­ci­lia ple­bis, кото­рые созы­ва­лись народ­ны­ми три­бу­на­ми (tri­bu­ni ple­bis), и при­зна­ва­лись за собра­ния пле­бей­ско­го сосло­вия даже тогда, когда на них фак­ти­че­ски при­сут­ст­во­ва­ли пат­ри­ции. Con­ci­lia ple­bis пер­во­на­чаль­но реша­ли толь­ко дела пле­бе­ев, рано полу­чи­ли они пра­во изби­рать три­бу­нов и пле­бей­ских эди­лов (tri­bu­ni ple­bis и aedi­les ple­beii), меж­ду тем как зако­но­да­тель­ная власть этих собра­ний, т. е. общая обя­за­тель­ность их реше­ний (ple­bis­ci­ta), к кото­рой отно­си­лись lex Va­le­ria Ho­ra­tia 449 г. и lex Pub­lia 339 г. до Р. Х., была окон­ча­тель­но утвер­жде­на толь­ко зако­ном lex Hor­ten­sia в 287 г. Судеб­ная власть пер­во­на­чаль­но была при­сво­е­на им в силу lex sac­ra­ta и ple­bis­ci­tum Ici­lium, 429 г. до Р. Х., но lex Ater­nia Tar­peia, в 454 г. до Р. Х., и зако­ны децем­ви­ров при­зна­ли ее в извест­ных гра­ни­цах, так что впо­след­ст­вии все при­го­во­ры три­бу­нов и эди­лов отно­си­тель­но высо­ких денеж­ных штра­фов долж­ны были под­ле­жать утвер­жде­нию или отмене con­ci­lia ple­bis.

Напро­тив, co­mi­tia tri­bu­ta име­ли: 1) пра­во выбо­ра низ­ших долж­ност­ных лиц, к чис­лу кото­рых отно­си­лись кве­сто­ры, XXVI vi­ri, чрез­вы­чай­ные prae­fec­ti an­no­nae, duum­vi­ri na­va­les, tri­um­vi­ri co­lo­niae de­du­cen­dae и др.; 2) зако­но­да­тель­ное пра­во, т. к. выс­шие пра­ви­тель­ст­вен­ные лица из пат­ри­ци­ев, вме­сто того чтобы соби­рать обстав­лен­ных раз­ны­ми фор­маль­но­стя­ми co­mi­tia cen­tu­ria­ta, нахо­ди­ли более удоб­ным пред­ла­гать зако­ны в co­mi­tia tri­bu­ta. Пода­ча голо­сов как в co­mi­tia tri­bu­ta, так и в con­ci­lia ple­bis про­ис­хо­ди­ла по три­бам. При выбо­ре жре­цов к голо­со­ва­нию при­зы­ва­лись толь­ко 17 триб, веро­ят­но, по жре­бию. Cic. de l. agr. 2, 7.

Боль­шая пере­ме­на в co­mi­tia cen­tu­ria­ta про­изо­шла после того, как чис­ло триб воз­рос­ло до 35: сли­ли цен­ту­рии с три­ба­ми, чтобы при­дать коми­ци­ям более демо­кра­ти­че­ский харак­тер. Граж­дане каж­дой три­бы раз­ме­ща­лись по пяти клас­сам, в двух отде­ле­ни­ях, se­nio­res и iunio­res, так что каж­дая три­ба заклю­ча­ла в себе 10 цен­ту­рий (2 пер­во­го клас­са, 2 вто­ро­го и т. д.); сле­до­ва­тель­но, 35 триб заклю­ча­ли 350 цен­ту­рий, при кото­рых оста­ва­лись по-преж­не­му 18 цен­ту­рий всад­ни­ков и, веро­ят­но, так­же 4 цен­ту­рии ремес­лен­ни­ков вме­сте с cen­tu­ria ca­pi­te cen­so­rum.

При пер­вых импе­ра­то­рах коми­ции поте­ря­ли свои древ­ние пра­ва (Тибе­рий даже избра­ние пре­то­ров пре­до­ста­вил сена­ту, Tac. ann. 1, 15), а спу­стя два сто­ле­тия они совер­шен­но пре­кра­ти­лись, как несов­ме­сти­мые с монар­хи­ей.

См. также:
КАЛАТНЫЕ КОМИЦИИ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОМИЦИИ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 2-е изд.)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 313—314.
См. по теме: ЭРГАСТУЛ • DELATIO NOMINIS • ДЕПОЗИТ • ДЕЦЕМПРИМЫ •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Публий Лициний Нерва
Рим, 113—112 гг. до н.э.
АВЕРС: Бюст Ромы вправо, в шлеме с гребнем, перьями или плюмажами по бокам и заостренным козырьком, в ухе сережка-капля, в левой руке щит, на котором изображен всадник, скачущий влево, в правой руке копье за плечом, над головой полумесяц, сзади ROMA вверх, впереди (монограмма для XVI). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Сцена голосования, три римских гражданина в тогах: один голосующий в левой части мостков (pons) получает табличку (tabella) от служителя (rogator), стоящего внизу и видимого только выше пояса, второй голосующий в правой части мостков опускает табличку в урну (cista); выше P NERVA (NE монограммой); позади барьер; в верхней части монеты брус (MRR, BMCRR: скамья (scabellum) плебейских трибунов), на котором стоит табличка с буквой P. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА